После внезапной смерти от коронавируса одного из наиболее таинственных участников российского списка Forbes — 72-летнего Олега Бурлакова вокруг его наследства развернулась нешуточная борьба. На имущество покойного претендуют не только супруга и дочери, но и муж родной сестры миллиардера, называющий себя полноправным бизнес-партнером Бурлакова, и даже стюардесса его личного самолета.
Бизнесмен Олег Бурлаков, чье состояние СМИ оценивали более чем в 1,5 миллиарда долларов, скончался от коронавируса на 72-м году жизни 21 июня в подмосковной клинике «Лапино». Тело приехала забирать его сестра Вера Казакова, и уже в больнице разгорелся скандал из-за разногласий родственников: Вера намеревалась похоронить брата в Санкт-Петербурге, так как Бурлаков родом оттуда. Его жена Людмила (они прожили вместе почти 50 лет, а в 2019 году Людмила инициировала бракоразводный процесс) и дочери Елена и Вероника настаивали на том, чтобы бизнесмен был похоронен в канадском Торонто, где они проживают с начала 1990-х годов.Сразу после появления сообщения о смерти бизнесмена семья Бурлакова сообщила, что планирует провести независимую международную экспертизу обстоятельств его гибели, чтобы установить точную причину смерти. Как писал Forbes, одновременно с этим Вера Казакова обратилась в Следственный комитет с требованием расследовать обстоятельства смерти миллионера и отказ морга выдать его тело. После этого тело Бурлакова было перемещено по распоряжению следователя в другой морг. Семья Бурлакова обжаловала перемещение и в итоге смогла получить тело и вывезти его в Канаду.
Из авиаконструкторов — в нефтяники
Олег Бурлаков родился в 1949 году в Ленинграде в семье военного — инженера-испытателя атомных бомб и медработницы. Позже Бурлаковы переехали в Крым — именно там располагался секретный ядерный полигон, куда перевели служить его отца. Сын пошел по его стопам и поступил в Киевское высшее военное авиационное инженерное училище — один из ведущих центров СССР по подготовке кадров для военно-воздушных сил. Он закончил факультет летательных аппаратов и двигателей. Там же Олег познакомился с будущей супругой Людмилой. Они поженились в 1971 году, в браке родились две дочери — Елена и Вероника.
После окончания учебы Олег Бурлаков почти 20 лет отдал службе в Вооруженных силах СССР, занимаясь научно-исследовательскими работами для военной авиации. В конце 1980-х он уволился, семья обосновалась в Харькове, вместе с женой и бывшими коллегами Бурлаков создал кооператив «Интеграл», который специализировался на разработке элементов топливных систем для автопромышленности. Его заказчиками были в основном государственные институты, а одна выполненная работа, как рассказывал сам Бурлаков журналу Forbes в 2017 году, могла принести до 150 тысяч рублей — огромные по тем временам деньги. На эту сумму можно было приобрести 15 автомобилей «Волга».
Параллельно на фоне развала СССР и коллапса экономических связей Олег Бурлаков с женой и другими партнерами выступили соучредителями нескольких компаний, которые занимались строительным бизнесом, торговлей и поставками продукции украинского машиностроения в Россию. Среди прочего они поставляли российским нефтяным компаниям насосы для нефтедобычи производства Харьковского электромеханического завода. Российские нефтяники в то время не всегда могли платить живыми деньгами и часто расплачивались нефтью. Так Бурлаков превратился в нефтяного трейдера и стал совладельцем нескольких нефтегазовых месторождений в Сибири. Прибыль компаний Бурлаковых к 1992 году уже исчислялась десятками миллионов долларов в год.
Лихие 90-е
Термин «лихие девяностые» в одинаковой степени применим как к России, так и к Украине. После распада СССР Харьков захлестнула волна организованной преступности, и город быстро привык к таким понятиям, как «рэкет», «разборки» и «братки». Именно в Харькове чуть ли не впервые на постсоветском пространстве начались похищения детей богатых родителей для получения выкупа.Внимание бандитов не мог не привлечь и успешный бизнес Бурлаковых. После ряда угроз семья приняла решение о переезде в безопасное место, и в 1993 году Бурлаковы уезжают в США, а спустя два года перебираются оттуда в Канаду, в Торонто. С тех пор Олег Бурлаков был вынужден жить на два континента, работая в России и приезжая в Канаду к семье.