Найти тему
DiState

Эксперимент Минтруда — как в трудовые отношения внедряется электронный документооборот

Минтруд начал эксперимент с переводом кадровых документов в электронный вид в 2018 году.
Минтруд начал эксперимент с переводом кадровых документов в электронный вид в 2018 году.

Мы подготовили подробную аналитическую статью, после которой вам станет понятно всё о кадровом ЭДО.

Кадровые (трудовые) договоры в нашей стране всегда совершаются
в письменной форме. Утверждая это, мы опираемся на ст. 67 Трудового кодекса РФ. До 2019 года единственная письменная форма, которая признавалась законной, - это напечатанная или написанная от руки на бумаге. Без бумаги — нет письменного договора.

Однако новый закон внес смуту в представление о письменности,
и в Гражданский кодекс вошли существенные поправки. Теперь по ст. 160 ГК РФ сделка считается юридически соблюденной, если она оформлена
и в электронном формате. Но трудовой договор не относится
к гражданской сделке, поэтому его по-прежнему заключают на бумаге.


КАДРОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ МИНТРУДА С РАБОТНИКАМИ НОМЕР РАЗ

В 2018 году Минтруд принял решение об эксперименте с кадровыми документами. На тест взяли несколько крупных компаний
с многотысячным документооборотом. В пилотный проект вошли «РЖД», «Газпромбанк», «Ростелеком», «Яндекс», «АВТОВАЗ», «РОСБАНК», «Мечел», «Северсталь Менеджмент».

Организацию эксперимента также обеспечивали Роструд, государственные трудовые инспекции и профсоюзные организации.


КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ОТНОСЯТСЯ К КАДРОВЫМ

  • Трудовой договор;
  • Графики работы;
  • Заявления;
  • Инструкции;
  • Приказы и пр.
Кадровые документы занимают много места в архиве компании, если хранятся в бумажном виде.
Кадровые документы занимают много места в архиве компании, если хранятся в бумажном виде.

ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НУЖЕН ЭКСПЕРИМЕНТ ПО КАДРОВОМУ ЭДО

Главная задача — перевести кадровые документы в цифру с соблюдением всех законодательных норм и грамотно внести изменения в ТК РФ, чтобы в нем было узаконено понятие электронного трудового договора.

Потребность в переходе из бумаги в цифру возникла давно: бумажный документооборот с каждым годом теряет актуальность. ЭДО выгоден как сотруднику, так и работодателю.

  1. Скорость обмена трудовой информацией увеличится в несколько раз, снизится нагрузка на эйчаров и сократятся расходы, которые требует бумажный массив.
  2. Хранение в электронном формате надежнее, чем в бумажном. Если правильно настроить ведение ЭДО, чем и занимаются на тесте, то вероятность потерять важный для вас кадровый документ почти нулевая.
  3. Кадровых архив хранится 75 лет. Огромное множество папок пылится десятилетиями в подвалах и кабинетах, в то время как электронные документы занимают байты в интернет-системе.
  4. Сотрудник сможет работать из любой точки мира.
  5. Повысится уровень безопасности: электронное досье хранится зашифрованным и до него гораздо сложнее добраться, чем до бумажного архива.

ПЕРВЫЕ ВЫВОДЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТУ

Эксперимент, организованный Минтрудом России № 194 от 26 марта 2018 года «О проведении эксперимента по переводу в электронную форму документов и сведений о работнике по вопросам трудовых отношений» выявил первые слабые места.

1. Если электронный документ оказался утерян из корпоративной базы, то его довольно сложно восстановить. Получается, все документы нужно дублировать в другой системе.

2. Чтобы электронные кадровые документы обрели юридическую значимость и были защищены, нужно выработать систему применения электронных подписей для работника и работодателя.


КАДРОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ МИНТРУДА С РАБОТНИКАМИ НОМЕР ДВА

В июне 2020 Минтруд организовал второе тестирование, которое продлится до 15 ноября 2021 года. В отличие от первого, в нем кадровый документооборот стал полностью электронным, без дубля на бумаге.

Правительству потребовалось два года, чтобы эффективно исправить ошибки прошлого и предложить решения для  правильной цифровизации.


КТО УЧАСТВУЕТ ВО ВТОРОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ?

На этот раз в тестировании могли принять участие все желающие организации крупного, среднего и малого бизнеса.
К сожалению, ИП пока нельзя присоединиться к собратьям.

Для эксперимента нужно было подать заявку до 1 декабря 2020 года
и самим определить перечень кадровых документов, которые станут электронными.

Многие руководители переходят на ЭДО, чтобы избавиться от бумажного массива и ускорить документооборот.
Многие руководители переходят на ЭДО, чтобы избавиться от бумажного массива и ускорить документооборот.

ГДЕ ХРАНИТЬ ДУБЛЬ КАДРОВЫХ ДОКУМЕНТОВ?

Как мы писали ранее, эксперимент выявил слабое место — сложность восстановления документа при его потере в кадровой системе компании. Для этого правительство РФ предложило хранить кадровое досье на государственном портале «Работа в России».

ВАЖНО: чтобы кадровые электронные документы имели юридическую значимость, работодатель и сотрудник должны использовать электронные подписи. О том, какие виды ЭП существуют и какими из них можно подписывать КЭД - ниже.

Портал «Работа в России» (trudvsem.ru) был разработан Министерством труда (Минтруд) и Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) в 2009 году. Это единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений.

Сайт включился в эксперимент и предлагает компаниям хранить кадровые документы в своем сервисе. Информационные системы работодателей также могут быть подключены к сервису портала.

ПРОБЛЕМА ХРАНЕНИЯ КАДРОВЫХ ЭД НА СТОРОННИХ СЕРВИСАХ

Помимо государственного портала, услугу хранения кадровых документов предлагают многие частные сервисы ЭДО. Здесь возникает вопрос: насколько легитимно хранить персональные данные сотрудников у третьих лиц? Ведь доступ к вашим документам будут иметь работники сервиса.

Уровень зарплаты, заявления на отпуска, приказы о переводах — все это относится к персональным данным и подлежит защите по
ФЗ «О персональных данных от 27.07.2006 N 152-ФЗ». Сторонние сервисы ЭДО совсем не выступают гарантом безопасного хранения документов между работниками и работодателями. А в 13 пункте Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 мая 2020 г. N 240н «Об утверждении Положения о порядке проведения эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой» указано, что эксперимент может проводиться либо с использованием информационной системы работодателя, либо государственной системы «Работа в России». Сторонние сервисы в участии не упоминаются.

К тому же, все частные сервисы ЭДО берут деньги за каждый исходящий документ, и если у вас крупная компания с десятками или сотнями сотрудников, это в разы увеличит стоимость вашего тарифа.

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСОВ РЕШАЕТ КОРОБОЧНОЕ ПО

Помимо государственных и частных сервисов, есть ПО, которое устанавливается прямо на сервер организации-заказчика. Сервер — это мощное оборудование, которое хранит информацию и обеспечивает к ней доступ с удаленных устройств. Такой подход решает проблему передачи персональных данных третьим лицам, ведь право доступа к документам есть только у сотрудников и руководителя компании. А кому захочется нарушать Федеральный закон в собственной организации?

Для малых компаний и микропредприятий есть еще один существенный плюс: бестарифный обмен документами с контрагентами. Неважно, сколько у вас в день исходящих документов – десять или сто – вы ничего за это не платите.

Также установка собственного «коробочного» ПО (коробочный означает, что продукт устанавливают и разворачивают внутри вашей собственной системы) поможет крупным и средним компаниям очистить рабочие места от залежей старых кадровых бумаг, которые должны храниться 75 лет по Федеральному закону от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Многие компании выбирают собственное ПО, установленное внутри системы компании,  что решает проблему передачи персональных данных сотрудников третьим лицам.
Многие компании выбирают собственное ПО, установленное внутри системы компании, что решает проблему передачи персональных данных сотрудников третьим лицам.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОДПИСИ ДЛЯ «РАБОТЫ В РОССИИ» И ДЛЯ СОБСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Чтобы договоры и заявления между работником и работодателем имели юридическую значимость, кадровые документы должны содержать электронную подпись.

Разберемся, какие подписи нужны для КЭДО:

  • Если вы участвуете в эксперименте в системе «Работа
    в России»
    , то работодатель должен быть зарегистрирован в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА)и иметь усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), а сотруднику достаточно простой электронной подписи (ПЭП).
  • В том случае, если у вас собственная система, например, вы работаете с программным решением «DiState: Кадры», то для трудовых договоров, договоров материальной ответственности, ученических договоров используется УКЭП работодателя и усиленная неквалифицированная подпись работника (УНЭП). УНЭП выдается работодателем только с письменного заявления сотрудника.

Для подписания иных рабочих документов используется УКЭП работодателя и ЭП сотрудника, вид которой определяется в локальном нормативном акте.

! DiState находится в стадии заключения партнерских договоров
с аккредитованными УЦ, чтобы обеспечить своих заказчиков электронными подписями. Вам не нужно тратить время и приходить сразу в две организации: при обращении к нам, вы получите одновременно и электронный документооборот, и собственную ЭЦП.

В Приказе Минтруда не обозначено, какие подписи нужны для частных систем ЭДО, поэтому решение о регистрации на сторонних ресурсах вы должны принять самостоятельно, изучив все риски и возможные последствия.


ТАК ВСЕ ЖЕ НУЖЕН ПЕРЕВОД КАДРОВЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦИФРУ ИЛИ НЕТ

Годы экспериментов, постоянные поиски и устранение неточностей и пробелов, новые пункты в отношениях работодателя и сотрудника — стоит ли цифровизация этих трудностей? Переход в новое состояние, к новым целям и идеям никогда не дается легко. Переход на электронные документы нужен не из-за Указа Президента, он просто нужен нам. Для того, чтобы не стоять на месте, для того, чтобы принимать и понимать этот изменившийся мир. Мы уже не будем жить без цифры, а для быстрого, доступного и качественного внедрения ЭДО есть сервисы и решения, которые помогут вам в этом.

В интернете мы часто видим статьи, которые вносят путаницу в работу самозанятых: дают неверную информацию о нужных ЭЦП и работе
с системами ЭДО.
Поэтому мы решили в следующей статье подробно рассказать о том, как стать самозанятым, успешно заключать договоры через ЭДО и какие электронные цифровые подписи для этого действительно нужны.


Хотите узнать больше?

Расскажем все подробности о продуктах DiState!

Подписывайтесь на наш канал и узнавайте полезные новости из мира ЭДО!

#
ЭДО #кадровые документы #КЭДО  #Юзэдо #минтруд рф