Найти тему

Ногинск. Глава 1. Глуховская мануфактура

Если город Электросталь, созданный накануне Октября, заслуживает кропотливого изучения и, соответственно, подробного описания, то с Ногинском все обстоит ещё сложнее - как город Ногинск начал свою историю с 1781 года (тогда, напомню, село Рогожи получило статус города), а село на этом месте существовало еще с XIV века. Попробуйте представить, какой пласт занимает Ногинск-Богородск в архитектурном срезе истории.

Город Ногинск располагается в 5км от Электростали, и ещё до Великой Отечественной войны в умах обоих городов зрели планы по соединению двух городов в один большой. Однако, проходят года, Электросталь исчерпала лимит удлинения в сторону Ногинска, в обход Ногинска построена развязка Горьковского шоссе, и городам этим встретиться в обозримом будущем не светит. Тем интереснее наблюдать за отдельным организмом города, зная, что он всё же самостоятельный, не в симбиозе с совершенно другим явлением, ведь Ногинск и Электросталь - города разного формата. Однако, в социальном плане города как раз являются тесно взаимодействующими - редкие поездки в Ногинск остаются без пожатия руки знакомым, как и редкий человек, едущий из Ногинска днем в Электросталь, выйдет дальше, чем во Фрязево.

Растекаться мыслью по древу возникновения и истории Ногинска не буду, возможно, ещё не раз я вернусь к описанию города-соседа. Последние же недели внимание моё сконцентрировано на местном промышленном гиганте, ожидающем возрождения. Как становится понятно из заголовка, речь идет о Глуховской мануфактуре, основанной династией Морозовых.

Город в городе, гигантская глыба, возрастающая, словно айсберг, среди малоэтажной застройки... нет, не Ногинска, сложно называть эти места послереволюционным именем, хотя и советская часть истории не менее интересна. Богородск - куда более благородное название для этих мест, однако, во времена основания фабрики её территория ещё не входила в город, а располагалась в селе Глухово (ныне - одноименный район Ногинска).

Ещё из детства вспоминается мрачная стена фабрики из окна маршрутки с интересным номером 6-7 (теперь маршрут стал просто 6) по пути к отцу, тогда работавшему в Рузино. В то время стены одного из корпусов украшали советские мозаики на тему ткацкого производства. Я плохо помню их из детства, но освежить память удалось в 2018, когда один знакомый выложил ещё не отреставрированный корпус фабрики в свой инстаграм:

Так же в интернете можно раздобыть подробное фото мозаик:

В 2019-2020 годах проводился ремонт фасада главного корпуса. Мозаики волшебным образом исчезли еще в позапрошлом году, а обновленный фасад, который покажется вам кирпичным, оказался лишь дешевой отделкой "под кирпич". В этом я убедился в декабре 2020-ого, проходя мимо. Долгое время я не мог относиться к этому объекту, как к чему-то серьезному - практически по соседству от меня происходит уничтожение внешнего облика мануфактуры, которая является символом Ногинска. Кто-то скажет, у Ногинска есть и другие символы, например, Собор, но давайте отнимем у Москвы МГУ. Есть же и другие символы? Досаде моей в усиление попался в инстаграме аккаунт мануфактуры, вещающей о сохранении истории... Сохранили?

Как оказалось, кое-что на фабрике сохранили и даже больше... Несмотря на закатный возраст рок-звезды, внутри меня сидит душнейший дед, которому необходимо либо всё узнать, либо о всём гундеть. Таким образом у меня получилось договориться о проходе на фабрику и приоткрыть завесу тайны, что висела для меня на этом здании очень долгое время. Заодно получили интересную индивидуальную экскурсию с обменом ценной информацией. Что ж, поговорим подробнее о Глуховской мануфактуре?

Начинаем нашу экскурсию!
Начинаем нашу экскурсию!

Думаю, немало из вас хотя бы слышало о династии Морозовых. Крупные предприниматели, старообрядцы, меценаты, повлиявшие не только на производство, но и на мир искусства. Об основателе династии, Савве Васильевиче Морозове, у нас ещё будет возможность поговорить. Глуховская мануфактура же связана с именами Захара Саввича (второй сын Саввы, основатель ветви династии Морозовы-Захаровичи) и Арсения Ивановича (правнук Саввы, приведший фабрику к расцвету).

Всё началось с того, когда в 1842 году Савва Васильевич передал сыну Захару небольшую фабрику в Богородске. Захар же выкупил село Глухово неподалеку и перенес производство туда, и именно отсюда начинается история Глуховской ткацкой мануфактуры. Имя Захара Морозова увековечено в названии ж/д станции Захарово, построенной в 1885 году, уже после смерти основателя фабрики. Ещё при жизни он утверждал о необходимости строительства ответвления от Фрязево (тогда она называлась... Богородск).

В 1890 году Захар передает дела внуку Арсению. Начался период наивысшего расцвета мануфактуры, длившийся вплоть до Октября.

В Глухово развернулась масштабная стройка, перекинувшаяся и на остальной Богородск - в 1908 году Глуховская мануфактура приобрела вид, который известен нам и по сей день, а спроектировал её Александр Кузнецов. Его авторство мы уже видели в Коломне (дом Эмиля Липгарта, о его цементном заводе я писал в своем Инстаграм), Москве (Дом Политехнического общества на Малом Харитоньевском) и Жуковском (корпус ЦАГИ), а одним из его красивейших зданий можно считать женскую гимназию в Богородске, построенную в одно время с фабрикой (речь идет о нынешней школе имени Короленко). Впрочем, постройкам Богородска авторства Кузнецова мы уделим внимание в отдельной статье, сейчас же целиком и полностью предлагаю погрузиться внутрь его фабричного первенца. Да, Глуховская мануфактура была для автора первой заводской постройкой, далее последуют подобные проекты в Окуловке, Вышнем Волочке, Ржеве и Егорьевске.

Итак, фабричный модерн! Сперва ознакомимся снаружи:

Кстати, да, о городском пространстве. Еще недавно редевелопмент, ревитализация и прочие "ре-" приводили в восторг урбанистов, прогрессивную молодёжь и владельцев малого бизнеса. Сейчас, после путешествий по России, эта идея кажется далеко не новой, но это нисколько не значит, что эти пространства не найдут своих посетителей - просто это вошло в привычку. Правда, в Реутове подобное "пространство" выглядит так, будто ты входишь в промзону с шиномонтажом и общежитием для жителей Средней Азии, потому и заходить туда вообще не хочется, а в Коломне пока сделано немного, но территория Патефонки уже выглядит интересно и потихоньку наполняется жизнью. Кстати, гулять там можно свободно

Вообще же превращение старых фабрик и заводов в общественные пространства и кластеры - тема неоднозначная. На протяжении тридцати, а особенно, двадцати последних лет, мы видим глобальное падение крупных производств и, как следствие, сокращение рабочих мест и в некоторых случаях даже упадок города (горький пример - Лакинск). Несомненно, это минус, что при новом русском капитализме у множества собственников нет желания что-либо производить, но желание выкупить заводик-другой для размещения в нем офисов и шиномонтажей огромное. Я не рассматриваю ситуацию в крупных городах с массовой застройкой многоэтажками бывших заводских территорий, это и так постоянно освещается в медийном поле, а обсуждения очередного такого явления набили оскомину. К Союзу можно относиться как угодно: можно бить в грудь и кричать, что мы потеряли такую страну, можно везде писать желчные комментарии, что эта эпоха вообще ничего не породила, все идеи крала у других стран и т.д. Мнение у всех разное, и только владельцам этих мнений их лелеять. Но, позвольте задуматься на минутку в контексте нашей темы: почему фабрики, построенные "буржуями", так неугодными новому советскому миру, этим самым миром были сохранены и приумножались вплоть до 1991 года, а после - исчезли? Почему фабрики, продержавшиеся 130-150 лет в условиях, далеко отличных от современного мира, с приходом нового капитализма в лучшем случае превратились в тухлые офисы?

К великому счастью, есть те немногие собственники, кто узрел в сложившейся ситуации выгоду не только для своего кармана, но и для обычных граждан. Я не могу обвинять бизнес в нежелании производить, и вообще, бизнес - это не плохо, но я вхожу с ним в конфронтацию при узколобом мышлении. Возрождение старых фабрик, пусть даже без сохранения производства - это тот самый маленький глоточек воздуха, вселяющий надежду на изменения к лучшему. Да, это малое, что может сделать бизнес, но лучше 1% адекватности, нежели 99% невежества.

Вернёмся в Глухово. Во время первой очереди редевелопмента (слово мне не нравится, если подскажете синонимы - буду благодарен) был отреставрирован фасад фабрики, выходящий на улицу Советской Конституции и помещения внутри. Новые арендаторы уже появились - цветочный магазин, салон красоты, магазин нижнего белья, стоматология. Это то, что видно невооруженным глазом , полный же перечень можно увидеть на сайте. На первый взгляд, что же мы имеем? Опять торговля...? Опять все эти "Мир дверей", "Планета плитки"...? Отчасти, но есть кое-что, что подкупило меня и заставило убрать свой скептицизм, который так заметила девушка, проводящая нас по фабрике.

На Глуховской мануфактуре останутся цеха и помещения для текстильной промышленности. Более того - уже сейчас они потихоньку сдаются в аренду владельцам подобного бизнеса. При обходе фабрики был замечен небольшой цех по пошиву штор. КАК?! Представьте, насколько я успел к своему небольшому возрасту устать от беспредела, что такая логичная и уместная вещь меня удивляет. Да, нынешнее руководство мануфактуры планирует создание нескольких тысяч рабочих мест, занятых как в текстильном производстве, так и в других сферах - магазины, кафе, обслуживание. Я могу выразить только уважение таким идеям. К тому же, в ходе разговора прозвучала фраза: "Ну как считаете, молодёжи есть, где работать в Ногинске?". Я лишь вздохнул, так как в своё время мне пришлось с этим столкнуться.

На данный момент внутренности фабрики выглядят полупустыми, местами даже заброшенными, но, если верить планам мануфактуры, здесь будет жизнь, и я очень хочу в это верить. Для реализации подобных проектов потребуется далеко не год и не два плотной работы, а потому я с терпеливо буду ждать и надеяться, что возрождение Глуховской мануфактуры, пусть и в несколько ином виде, состоится, что проект не закроется еще в начале пути. В любом случае, хочется только пожелать удачи. Ведь мне не хочется спустя некоторое время писать о разочаровании.

Ещё на стадии переговоров о встрече я узнал об одном интересном артефакте, хранящемся внутри фабрики. Осмотрев первую башенную лестницу, мы двинулись дальше по территории, и здесь к нам присоединился директор фабрики.

Подписчикам моего инстаграм известны интересы моих путешествий - это не только архитектура, но и советское монументальное искусство: мозаики, барельефы, чеканки, сграффито. Конечно же, ни я, ни мой верный спутник, усиливший мой интерес к искусству, не могли упустить возможность увидеть этот экземпляр, да еще и внутри такого исторически важного для Богородского края производства. Ранее мы уже встречали похожие мотивы - ткацкое производство в Московской губернии развивалось после пожара 1812 года, когда были уничтожены практически все фабрики. Например, мозаика во Фряново и вовсе повторяет мотив снятой мозаики в Глухово, а в Реутово и Лакинске их уничтожили. Мозаика в цеху перекликается с теми, что были сняты при реконструкции. Конечно, и о них был задан вопрос - как утверждает руководство, их тоже сохранили. Учитывая растущую популярность советского монументального искусства, в том числе, и среди молодёжи, а так же опыт других бизнесменов, можно украсить сохраненными мозаиками интерьеры будущих кафе и ресторанов (возьмите меня креативщиком, накидаю вам идей:))

На территории фабрики протекает узкая речка Черноголовка, которая выливается в Черноголовский пруд. Планируется благоустроить пространство и открыть речку для жителей. Думаю, что это будет возможно уже после всех основных мероприятий по реконструкции и сдаче цехов в аренду, к тому же четкого плана или визуализации пока ещё нет. Тем не менее, это только подогревает интерес к будущему мануфактуры. Сзади же фабрика вплотную прилегает к Клязьме - Арсений Иванович выбрал удачное место для расположения производства. Реки в городе являются большой головной болью для урбанистов, ведь зачастую река в городе есть, а подойти к ней нельзя, ведь каждый собственник считает нужным оградиться всевозможными видами заборов, попутно прихватив и кусок набережной. В центре Ногинска у Патриаршего моста уже ведутся работы по благоустройству набережной Клязьмы, делаются настилы, но не стоит забывать и о "живых" спусках к воде - современное благоустройство, конечно, приятно, но всё хорошо в меру, и один вид прогулки по набережным не должен полностью заменять другой.

Завершая экскурсию по Глуховской мануфактуре, стоит рассказать и ещё об одном интересном факте, который нам так же поведали во время прогулки по фабрики. В 1940 году вышел фильм "Светлый путь" с Любовью Орловой в главной роли (я безумно надеюсь, что здесь не придётся никому объяснять, кто такая Любовь Орлова), снятый на Глуховской мануфактуре, где актриса играет передовую ткачиху, а в 1973 году на экраны выходит фильм "Старые стены" с Людмилой Гурченко и Арменом Джигарханяном в главных ролях. Фильм снимался в Москве, Пицунде, Ногинске и Электростали. О "Светлом пути" я пока не могу поведать, а вот "Старые стены" мы посмотрели с удовольствием - начиная смотреть ради скринов для статьи (не очень люблю Гурченко, хотя и нисколько не умаляю её достоинств), мы действительно увлеклись этим фильмом!

Подводя итоги, хочется обратиться к самому себе. Какое негодование было у меня при виде этого дешевого фасада и издевательской фразы про "сохранение истории", и каким радостным я вышел с территории мануфактуры, приоткрыв для себя ту самую завесу тайны, о которой я писал в начале статьи, и узнав для себя множество полезной информации! Постарайся и впредь быть более терпеливым, но таким же дотошным.

Конечно, я безумно впечатлен, и эпитетов этому не дать - вспомните себя в похожие моменты интересных открытий, тогда вы поймете меня. Конечно, мне очень хочется, чтобы у нынешних руководителей всё получилось. Конечно, я надеюсь на восстановленные мозаики. Но сейчас я опускаю все свои личные эмоции, и завершаю главу, посвященную Глуховской мануфактуре. Как бы ни получилось в итоге, на данный момент мне получилось запечатлеть ещё одну главу истории фабрики, а значит, и города. Пока о крупных городах ведутся разговоры из каждого подстаканника, я буду писать о тех местах, на которые не обращают внимание даже местные жители.

В следующей статье я расскажу о постройках, возведенных при Глуховской фабрике для рабочих.

С вами был Даниэль К.