Найти в Дзене
ПроСмотр

"Цельнометаллическая оболочка". О войне во Вьетнаме взглядом Стэнли Кубрика

Оглавление

У американцев крайне редко встречаются фильмы, которые потом расходятся на цитаты, как это было, допустим, в Советском Союзе с фильмами Гайдая. Но есть один фильм, фразы из которого цитируют, хоть это совсем и не комедия. «Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика - вот это исключение из правил.

В США сняли множество прекрасных киношедевров на тему Вьетнамской войны. Видимо излом, связанный с этим конфликтом, довольно глубоко засел в памяти страны, не меньше, чем в памяти россиян времена пребывания нашей армии в Афгане.

И в Америке эта война дала выход в виде переосмысления в кино. В этом жанре стоит отметить ещё «Взвод» Оливера Стоуна (который многими считается лучшим фильмом по данной тематике), «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Копполы и «Охотник на оленей» Майкла Чимино.

Чем же фильм Кубрика выделяется из этой подборки? С этим вопросом решил разобраться Лев Вишня, автор ряда фантастических романов. Синяя ссылка ведёт на его авторскую страницу.

Цельнометаллическая оболочка - страшно и реально

Да, это абсолютно безжалостное и беспощадное видео, страшное своей реалистичностью. Но при этом сделано оно без нагнетания ужаса и боли, а простым повествованием о том, что такое война и что такое армия. И такая обыденность пугает не меньше, чем вопли ужаса в культовых ужастиках.

На самом деле это первый фильм, где вся военная и армейская кухня показана без прикрас. Начиная с учебки, заканчивая боевыми действиями и посттравматическим синдромом у военных - всё показано языком черного юмора, местами в «стиле Тарантино» и потому для вдумчивого зрителя выглядит страшнее, чем ужасы копполовского фильма.

И несмотря на ноты реалистического ужаса, фильм глубоко сатирический и антивоенный, но без занудных нравоучений. Все сделано серьезно и изумительно чисто.

Кадр из фильма "Цельнометаллическая оболочка"
Кадр из фильма "Цельнометаллическая оболочка"

Добиться этого Кубрику удалось, разбив сюжет на три части. Именно такой приём, кстати, использовал Чимино в 1978 году в "Охотнике на оленей". Но Кубрик чётко выделил этапы взросления солдат:

«Учебка» - показана во всех "красотах" подготовка из простых нормальных парней «прирождённых убийц». Главный герой - рядовой Шутник - справедливо замечает, что комендор-сержанту Хартману не нужны «роботы». Уже финал первой части фильма абсолютно трагичен и зритель понимает, что дальше для поддержания интереса к просмотру должно быть ещё мощнее.

«Тыл» - город, куда рядовой Шутник прибывает со всем своим взводом. Показана хлестко и беспощадно вся чудовищность общества и людей, застрявших в тылу. Сцена за сценой, эпизод за эпизодом, фраза за фразой зрителю показывают, что ужас на войне - повсюду, в каждом жесте.

«Фронт» и передовая. Тут-то наши герои (взвод Шутника) и присутпают к тому, чему их готовили - попадают в ощип буквально как куры. В финале трех бойцов-"профи" из взвода со снайперской позиции сносит один вьетконговец, который оказывается в итоге девушкой лет 20. Шутник испытывает на фоне всего этого настоящий травматический синдром и вопреки мнению сослуживцев проявляет гуманизм к раненому врагу.

В последнем кадре в глазах Шутника видно безумие... Заканчивается третья часть эпизодом шествия толпы бравых американских солдат по руинам и распеванием при этом песни про то, что «Микки-Маус всех нас любит».

В общем по рейтингу антивоенного ужаса этот фильм может смело претендовать на первом месте. И он местами сильнее в этом плане, чем предельно брутальный «Апокалипсис сегодня». И все потому что кошмар тут не выдуманный (местами гротескный), а реалистический и сюжетный. Это как один большой долгий страшный сон, в котором оказался главный герой.

Если вы всё ещё думаете, что война - дело благородное, посмотрите этот фильм.