Эти советы помогут стать лучше, восстановить силы и найти вдохновение.
1. Придумайте утренние и вечерние ритуалы
Когда речь заходит об утренних ритуалах, в пример обычно приводят кого‑нибудь из миллиардеров или говорят, что Барак Обама начинает день с кардиотренировки, а Джейн Остин по утрам играла на пианино, готовила завтрак и садилась писать. Это всё, может, и вдохновляюще, но давайте начистоту: утренняя зарядка или медитация сами по себе не сделают вас ни президентом, ни великим писателем. Зато они помогут структурировать день и сделать его более организованным. Если вы чётко знаете, чем должны заняться с утра или вечером, соблазн проваляться лишние 30 минут в постели или залипнуть в телефоне будет немного меньше.
Вот несколько идей для утреннего ритуала:
- зарядка или короткая тренировка;
- медитация;
- ведение дневника;
- заполнение ежедневника;
- лёгкая уборка (заправить постель, разложить по местам разбросанные вещи);
- самообразование (иностранные языки, научно‑популярная литература, курсы и вебинары);
- творчество;
- прогулка.
А вот для вечернего:
- анализ прошедшего дня и планирование следующего;
- занятие йогой или стретчингом;
- уход за собой (очищение кожи, маски, кремы);
- принятие ванны;
- чтение;
- прослушивание музыки или подкастов;
- письменные практики, например ведение дневника благодарности или достижений.
Это лишь примерный список. Вы можете создать собственные ритуалы. Хорошо, если туда будут входить занятия, которые вас радуют, соответствуют вашим целям и ценностям и на которые не хватает времени в течение дня. Только оценивайте свои возможности адекватно и планируйте только те задачи, которые действительно успеете выполнить.
2. Создайте для себя мотивационный блокнот
Это карманная книжечка, которая будет вдохновлять, напоминать о ваших целях и поможет не сойти с намеченного пути. К ней можно обратиться, если вы приуныли, запутались или утонули в прокрастинации.
Выберите компактный, крепкий и симпатичный блокнот. Выпишите в него:
- основные жизненные ценности;
- свою миссию — как вы её видите;
- долгосрочные и краткосрочные цели и планы по их достижению;
- свои основные сильные стороны;
- девизы, которые вас мотивируют;
- мантры, которые помогают вам успокоиться и поддерживают вас;
- положительную обратную связь, которую вы получали (отзывы клиентов, похвалы коллег и руководителей);
- вдохновляющие цитаты.
Также можно добавить картинки, которые иллюстрируют ваши цели. Приветствуется любой креатив. Это ваш личный карманный мотиватор, составляйте и оформляйте его, как вам нравится. Можно, кстати, завести не бумажный блокнот, а документ в облаке.
3. Ищите свои «слепые зоны»
Это недостатки или особенности, о которых вы не знаете, но над которыми стоило бы поработать. Например, нетерпимость к каким‑то категориям людей или дефицит определённых навыков и компетенций.
Чтобы определить такие «слепые пятна», блогер Селестин Чуа предлагает обратить внимание на то, что выводит вас из себя.
К примеру, вас до ужаса бесят современные блогеры: вам кажется, что они занимаются чепухой и деньги им достаются слишком легко. Возможно, вы злитесь не просто так, а потому что и сами хотели бы зарабатывать, создавая контент, но не решаетесь или не можете найти хорошую идею. Значит, стоит подумать в этом направлении.
Другой пример: вас пугают корпоративы и вообще любые многолюдные мероприятия. Да, причина может быть в том, что вы просто интроверт. Но что, если вы боитесь, потому что вам не хватает умения общаться, заводить знакомства и налаживать связи? Это повод побольше узнать о нетворкинге и активнее в нём практиковаться.
4. Почаще просите обратную связь
Даже самому разумному и трезвомыслящему человеку сложно адекватно оценить самого себя. Хороший способ узнать о своём прогрессе или определить зоны роста — послушать, что говорят о вас другие.
Конструктивная и вежливая критика — это отличное пространство для развития.
Здорово, если вы и так регулярно получаете фидбэк: скажем, вас хвалят или ругают клиенты. Но если специфика вашей деятельности такого не предполагает, можно самому запросить обратную связь у человека, которого вы считаете достаточно авторитетным. Это может быть руководитель, более опытный коллега, известный специалист в вашей области.
Важно, чтобы человек был максимально компетентным и непредвзятым. Например, вы рисуете и хотите узнать мнение о своём творчестве. Лучше всего показывать работы не маме (она, конечно, вас похвалит) и не случайным людям в интернете (они, скорее всего, не разбираются в вопросе и могут оказаться троллями), а художнику, который вам нравится. Или обратиться к преподавателю рисования.
Постарайтесь сформулировать запрос как можно конкретнее. То есть не просто «Как тебе вообще мои рисунки?», а «Я в последнее время работаю над анатомией и пропорциями, подскажи, пожалуйста, виден ли прогресс и на что ещё можно обратить внимание».
5. Соблюдайте цифровую гигиену
Проанализируйте, что вы читаете в новостной ленте и в соцсетях. Если этот контент подрывает вашу уверенность в себе, заставляет исходить желчью и завидовать — вполне логично заменить его чем‑то, что принесёт вам новые знания, вдохновит работать над собой и становиться лучше, просто развеселит и расслабит.
Подсчитайте, сколько времени вы вообще тратите на социальные сети. Если не отлипаете от телефона по несколько часов в день, воспользуйтесь сервисами, которые лимитируют время, проведённое в определённых приложениях. И придумайте, чем заменить эту вредную привычку. Может быть, это будут книги, рукоделие или подкасты — любое несложное занятие, которое позволит справиться со скукой и тревогой.
6. Наводите порядок
Нет, речь не о мытье посуды и вытирании пыли, скорее об избавлении от хлама и организации пространства. Если каждый день посвящать этому хотя бы 10–15 минут, в ваших вещах и бумагах всегда будет порядок. А это важно, потому что из‑за бедлама мы теряем драгоценные минуты, злимся, расстраиваемся — хотя могли бы заняться чем‑то более продуктивным.
Хорошо организованное пространство имеет значение для любого дела. Как говорится, сначала заточите топор, а потом рубите дрова.
Можно каждый день выполнять небольшие задания, которые помогут избавить дом от ненужных вещей. Скажем, разбирать по одной полке в шкафу или очищать рабочий стол от всего лишнего. А может, удалять ненужные электронные письма и сортировать файлы на компьютере по папкам, ведь порядок в виртуальном пространстве тоже важен.
7. Проводите время наедине с собой
Ведите дневник, медитируйте, размышляйте, рисуйте, гуляйте в одиночестве. Приглашайте себя в музеи, кафе, кино и магазины. Всё это помогает отдохнуть от других людей, успокоиться, отфильтровать навязанные вам взгляды и суждения, лучше слышать самого себя и понимать, что вам на самом деле нужно.
Старайтесь практиковать уединение каждый день. Светлана Гончарова, автор книг о тайм‑менеджменте для молодых мам, предлагает интересную идею, которая называется «Балованная сумка». Суть в том, чтобы собрать в мешочек или коробку предметы, которые помогают вам расслабиться и наполняют силами и вдохновением, и ежедневно находить время, чтобы уединиться с этим набором. Эта техника подойдёт не только мамам и не только женщинам, а вообще всем.
В «балованную сумку» можно положить:
- книгу;
- сладость;
- наушники, которые вы подключите к телефону, чтобы послушать музыку или подкаст;
- блокнот и ручку;
- альбом и карандаши;
- маску для лица;
- ароматические свечи;
- кинетический песок или слайм.
Список может быть любым. Главное, чтобы эти вещи вас радовали.
О другом способе провести время наедине с собой — творческих свиданиях — рассказывает в своей книге «Путь художника» эксперт по развитию креативности Джулия Кэмерон. Во время такого свидания можно ходить куда угодно (или даже оставаться дома) и делать что хочется. Но есть пара условий. Во‑первых, занятие не должно быть рутинным. Совсем хорошо, если вы никогда раньше этого не делали. А во‑вторых, оно должно вас наполнять: дарить новые впечатления и эмоции, наводить на интересные идеи и мысли, в конце концов просто радовать и успокаивать. В‑третьих, на творческие свидания нужно ходить в одиночестве.
Вот несколько идей, чем можно заняться:
- прогуляйтесь по городу с фотоаппаратом, сделайте десяток‑другой кадров;
- сходите в букинистический магазин, полистайте книги, если что‑то понравится — купите;
- посетите творческий мастер‑класс;
- приготовьте необычное блюдо, красиво сервируйте его и сфотографируйте;
- прогуляйтесь по лесу или парку, соберите гербарий;
- заведите скетчбук и оформите пару разворотов.
Не только людям творческих профессий нужны такие свидания. Ведь они помогают восстановить ресурсы и найти новые идеи, а это никому не помешает.