Найти тему
Игорь Орлов

Что не так в современном русском православии?

Оглавление

Православие ценно опытом святых. Это реальные люди, которые последовали за Богом, отказавшись от благ земной жизни и многих человеческих благ.

Обрели за это Благодать Духа Святаго и различные дары от Бога: глубокой молитвы, прозорливости, рассуждения, любви, сильной веры, исцеления и др.

Современный православный храм святого Игнатия Богоносца (фото из Яндекс Картинки)
Современный православный храм святого Игнатия Богоносца (фото из Яндекс Картинки)

Это был их твердый и настойчивый выбор. Сами святые никогда не навязывали его никому. Наоборот, говорили другим, что тысячу раз проверь: действительно ли ты настолько любишь Бога, что готов уйти в монашество и отказаться от всех благ жизни. Об этом в частности в Слове 1 «Лествицы» пишет преподобный Иоанн Лествичник.

Преподобный Иоанн Лествичник (фото из Яндекс Картинки)
Преподобный Иоанн Лествичник (фото из Яндекс Картинки)

Многие великие святые почитающиеся в православии, почитаются и в католичестве (тот же самый, например, святой Иоанн Лествичник), так как жили в эпоху неразделенной церкви христианской, эпохи, когда Дух Христов был силен в людях.

Чем сильно православие?

  • Православие помогает тем, кто хочет уйти в монашество и жить иной, святой жизнью. Как жили все православные святые. Это благородный и высокий мотив души человеческой, если он искренен. Таких людей не много, кто создан для монашества, а не убегает в него из мира.
  • Помогает православие и другим людям - тем, кто жил преступной жизнью, был реальным грешником (пьяницы, наркоманы, блудницы, воры и так далее). Многие, глубоко осознавшие и покаявшиеся грешники - обретали новую жизнь во Христе, через православие. Примеров по этой части очень много. Но и таких людей немного. Лучше, когда человек, удаляется от греховной жизни сразу, не поддается (а этому помогает воспитание и помощь близких людей), чем когда через удары жизни становится "бывшим грешником". Поэтому, лучше своего ребенка остановить от страсти, пока та не овладела им, чем ждать, когда он, побитый жизнью, придет с покаянием к Богу. Лучше к Богу приходить иначе, по любви, а не от боли.
  • Православие интересно людям философского и богословского ума, как направление богословия и философии. Велико его наследие. Какие сильные богословские имена и труды в нем: прп.Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Исаак Сирин, авва Дорофей и многие, многие другие. Очень много статей на канале по этой части. Интересно и полезно это наследие. Читать, внимать себе, брать для себя полезное, но не программироваться этим. Святые отцы рекомендовали, но не навязывали. Подсказывали, оберегали, но не заставляли. Себе внимать учили, душе своей и Бога в ней обнаруживать.
Преподобный Иоанн Дамаскин (фото из Яндекс Картинки)
Преподобный Иоанн Дамаскин (фото из Яндекс Картинки)

  • Православие оказало влияние на культуру. И немалому числу людей нравится православная культура: архитектура, иконопись, литература, музыка и т.д. Когда хорошо поет иногда церковный хор какой - аж душу до глубины пробирает.
Хор Сретенского монастыря в Москве (фото из Яндекс Картинки)
Хор Сретенского монастыря в Москве (фото из Яндекс Картинки)

Все вышесказанное есть спасительное православие. Не единственное, не самое лучшее, а имеющее свое место в жизни и свою ценность. Кому-то очень близкое и дорогое, кому-то в меньшей степени, кому-то не очень.

Есть другая сторона, которой и посвящена эта статья:

Что не так в современном русском православии?

5 пунктов по этой части:

1. Православию русскому стала характерна некоторая тоталитарность, высокомерие и изолированность от всего остального в жизни. Оно запрещает все, кроме самого себя, сужая и ограничивая разнообразие жизни. С "водой выбрасывая и младенца".

Человек, попадающий в эту систему, может стать таким же, под влиянием ее. Когда идет утверждение, что мы самые лучшие, а все остальные грешники, еретики, не спасутся, пойдут в ад – это есть утверждение горделивое. Разве могут какие-то люди решать за Бога такие вещи?

Святые, на которых указывает православие, говорили обратное: «мы хуже всех». Как в примере с кожевником и святым Антонием Великим: «я –великий грешник, все спасутся в этом городе, кроме меня» (об этом есть статья на канале)

Святой Антоний Великий, святой, прошедший многие искушения (фото из Яндекс Картинки)
Святой Антоний Великий, святой, прошедший многие искушения (фото из Яндекс Картинки)

И в таком смирении святые получали благодать и спасение. Православие, как учение, говорит иное: мы самые лучшие и единственные. И даже запрещают читать другую литературу. А вдруг ты узнаешь, что там не хуже, а может даже и лучше. Не дай Бог. Так уже было в советские годы: не смотри на Запад, ты живешь в самой лучшей стране мира.

Что стало с людьми, когда эта лучшая страна развалилась?

2. Православие слишком много уделяет внимания своему учению, его чистоте. Учение, похоже, уже стало над людьми и Богом. Не сотворен ли из него культ? Не подменило ли учение Самого Бога?

Посмотрим с точки зрения взаимоотношений человека с Богом.

Человек, если он обращается к Богу, - хочет получить реальную помощь от Бога для своей жизни. Хочет найти себя, а не потерять и не потеряться. Ему не нужно учение. Ему нужна помощь от Бога, если он обращается к Богу.

Человек читает в евангелиях, как люди подходили к Христу и получали исцеление, решение того, что глубоко волновало их.

И думает, что если он придет в православную церковь, то, по факту, также получит исцеление и решение. А если этого не происходит (при условии старания самого человека и веры Богу)?

Он не получил благо, его жизнь не улучшилась. А что он тогда получил? Диктат учения над собой, которое указывает ему как жить, во всем ограничивает, а не помогает ему обрести Бога и себя в Боге. Этого ли человек хотел?

3. В современном российском православии произошел еще один сдвиг. Оно стало слишком политическим, идеологическим, меньше похожим на спасительное направление жизни. В России, похоже, оно заменило и стало на позицию прошлого учения - марксизма-ленинизма. Но человеку нужен Живой Бог, реальная помощь от Бога, а не то или иное учение, доминирующее над ним, программирующее его на то, как ему жить. Словам уже мало доверия. Делам больше.

Когда на проповеди сегодняшней церкви говорят, как хорошо жить с нашим Президентом – это наводит на мысль, а отделена ли наша церковь от государства? Или когда поливают грязью историю своей страны: мол, коммунисты - вредители. Какая бы она не была – это наша история. Нельзя о ней говорить плохо.

Разве Христос обсуждал с приходящими к нему людьми политику Рима или Иудеи? Или хвалил каких-то власть имущих?

Он помогал людям исцелиться и стать лучше. Он возвращал людям жизнь, здравие, радость. Вот, что нужно человеку от Бога. Помощь в своей жизни. А не воспевание власти.

Христос помогает снять маску, обрести себя, исцеляет людей (фото из Яндекс Картинки)
Христос помогает снять маску, обрести себя, исцеляет людей (фото из Яндекс Картинки)

4. Православие становится государственной идеологией (для ряда людей, которые к нему обращаются). Возникает ситуация злого и доброго полицейского. Где злым выступает государство, а добрым – православие. Оба полицейских заботятся только о своем. Один давит, другой утешает. А кто позаботиться и поможет? Человек так и остается заключенным, покинутым, между двумя полицейскими. Но ведь он не в тюрьме.

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

5. Святые делились своим опытом, что когда они совершали грех какой – их покидала благодать Божья. И любой человек, живущий духовной жизнью, замечает такое на своем личном опыте. Как только сделаешь что-то не так – и силы убывают, и настроение, и вдохновение. Теряется благодать. Возвращается молитвой, покаянием, переосмыслением сделанного в свете Бога, исправлением действием. Дневники святого Иоанна Кронштадтского, очень хорошо ведают об этом. Они опубликованы, их имеет смысл почитать.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (фото из Яндекс Картинки)
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (фото из Яндекс Картинки)

Но если это истинно для всех людей - и святых, и обычных – то не происходит ли такого же с современным русским православием, с иерархами его и священством?

Если они заботятся больше о земном и политическом, о себе, а не Божьем, в делах своих, то не теряется ли божественная благодать в них, та, что передается апостольской преемственностью?

Не уходит ли Живой Бог от них?

Тогда что можно обрести через них, если не осталось там Божьего?

Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.