Православие ценно опытом святых. Это реальные люди, которые последовали за Богом, отказавшись от благ земной жизни и многих человеческих благ.
Обрели за это Благодать Духа Святаго и различные дары от Бога: глубокой молитвы, прозорливости, рассуждения, любви, сильной веры, исцеления и др.
Это был их твердый и настойчивый выбор. Сами святые никогда не навязывали его никому. Наоборот, говорили другим, что тысячу раз проверь: действительно ли ты настолько любишь Бога, что готов уйти в монашество и отказаться от всех благ жизни. Об этом в частности в Слове 1 «Лествицы» пишет преподобный Иоанн Лествичник.
Многие великие святые почитающиеся в православии, почитаются и в католичестве (тот же самый, например, святой Иоанн Лествичник), так как жили в эпоху неразделенной церкви христианской, эпохи, когда Дух Христов был силен в людях.
Чем сильно православие?
- Православие помогает тем, кто хочет уйти в монашество и жить иной, святой жизнью. Как жили все православные святые. Это благородный и высокий мотив души человеческой, если он искренен. Таких людей не много, кто создан для монашества, а не убегает в него из мира.
- Помогает православие и другим людям - тем, кто жил преступной жизнью, был реальным грешником (пьяницы, наркоманы, блудницы, воры и так далее). Многие, глубоко осознавшие и покаявшиеся грешники - обретали новую жизнь во Христе, через православие. Примеров по этой части очень много. Но и таких людей немного. Лучше, когда человек, удаляется от греховной жизни сразу, не поддается (а этому помогает воспитание и помощь близких людей), чем когда через удары жизни становится "бывшим грешником". Поэтому, лучше своего ребенка остановить от страсти, пока та не овладела им, чем ждать, когда он, побитый жизнью, придет с покаянием к Богу. Лучше к Богу приходить иначе, по любви, а не от боли.
- Православие интересно людям философского и богословского ума, как направление богословия и философии. Велико его наследие. Какие сильные богословские имена и труды в нем: прп.Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Исаак Сирин, авва Дорофей и многие, многие другие. Очень много статей на канале по этой части. Интересно и полезно это наследие. Читать, внимать себе, брать для себя полезное, но не программироваться этим. Святые отцы рекомендовали, но не навязывали. Подсказывали, оберегали, но не заставляли. Себе внимать учили, душе своей и Бога в ней обнаруживать.
- Православие оказало влияние на культуру. И немалому числу людей нравится православная культура: архитектура, иконопись, литература, музыка и т.д. Когда хорошо поет иногда церковный хор какой - аж душу до глубины пробирает.
Все вышесказанное есть спасительное православие. Не единственное, не самое лучшее, а имеющее свое место в жизни и свою ценность. Кому-то очень близкое и дорогое, кому-то в меньшей степени, кому-то не очень.
Есть другая сторона, которой и посвящена эта статья:
Что не так в современном русском православии?
5 пунктов по этой части:
1. Православию русскому стала характерна некоторая тоталитарность, высокомерие и изолированность от всего остального в жизни. Оно запрещает все, кроме самого себя, сужая и ограничивая разнообразие жизни. С "водой выбрасывая и младенца".
Человек, попадающий в эту систему, может стать таким же, под влиянием ее. Когда идет утверждение, что мы самые лучшие, а все остальные грешники, еретики, не спасутся, пойдут в ад – это есть утверждение горделивое. Разве могут какие-то люди решать за Бога такие вещи?
Святые, на которых указывает православие, говорили обратное: «мы хуже всех». Как в примере с кожевником и святым Антонием Великим: «я –великий грешник, все спасутся в этом городе, кроме меня» (об этом есть статья на канале)
И в таком смирении святые получали благодать и спасение. Православие, как учение, говорит иное: мы самые лучшие и единственные. И даже запрещают читать другую литературу. А вдруг ты узнаешь, что там не хуже, а может даже и лучше. Не дай Бог. Так уже было в советские годы: не смотри на Запад, ты живешь в самой лучшей стране мира.
Что стало с людьми, когда эта лучшая страна развалилась?
2. Православие слишком много уделяет внимания своему учению, его чистоте. Учение, похоже, уже стало над людьми и Богом. Не сотворен ли из него культ? Не подменило ли учение Самого Бога?
Посмотрим с точки зрения взаимоотношений человека с Богом.
Человек, если он обращается к Богу, - хочет получить реальную помощь от Бога для своей жизни. Хочет найти себя, а не потерять и не потеряться. Ему не нужно учение. Ему нужна помощь от Бога, если он обращается к Богу.
Человек читает в евангелиях, как люди подходили к Христу и получали исцеление, решение того, что глубоко волновало их.
И думает, что если он придет в православную церковь, то, по факту, также получит исцеление и решение. А если этого не происходит (при условии старания самого человека и веры Богу)?
Он не получил благо, его жизнь не улучшилась. А что он тогда получил? Диктат учения над собой, которое указывает ему как жить, во всем ограничивает, а не помогает ему обрести Бога и себя в Боге. Этого ли человек хотел?
3. В современном российском православии произошел еще один сдвиг. Оно стало слишком политическим, идеологическим, меньше похожим на спасительное направление жизни. В России, похоже, оно заменило и стало на позицию прошлого учения - марксизма-ленинизма. Но человеку нужен Живой Бог, реальная помощь от Бога, а не то или иное учение, доминирующее над ним, программирующее его на то, как ему жить. Словам уже мало доверия. Делам больше.
Когда на проповеди сегодняшней церкви говорят, как хорошо жить с нашим Президентом – это наводит на мысль, а отделена ли наша церковь от государства? Или когда поливают грязью историю своей страны: мол, коммунисты - вредители. Какая бы она не была – это наша история. Нельзя о ней говорить плохо.
Разве Христос обсуждал с приходящими к нему людьми политику Рима или Иудеи? Или хвалил каких-то власть имущих?
Он помогал людям исцелиться и стать лучше. Он возвращал людям жизнь, здравие, радость. Вот, что нужно человеку от Бога. Помощь в своей жизни. А не воспевание власти.
4. Православие становится государственной идеологией (для ряда людей, которые к нему обращаются). Возникает ситуация злого и доброго полицейского. Где злым выступает государство, а добрым – православие. Оба полицейских заботятся только о своем. Один давит, другой утешает. А кто позаботиться и поможет? Человек так и остается заключенным, покинутым, между двумя полицейскими. Но ведь он не в тюрьме.
5. Святые делились своим опытом, что когда они совершали грех какой – их покидала благодать Божья. И любой человек, живущий духовной жизнью, замечает такое на своем личном опыте. Как только сделаешь что-то не так – и силы убывают, и настроение, и вдохновение. Теряется благодать. Возвращается молитвой, покаянием, переосмыслением сделанного в свете Бога, исправлением действием. Дневники святого Иоанна Кронштадтского, очень хорошо ведают об этом. Они опубликованы, их имеет смысл почитать.
Но если это истинно для всех людей - и святых, и обычных – то не происходит ли такого же с современным русским православием, с иерархами его и священством?
Если они заботятся больше о земном и политическом, о себе, а не Божьем, в делах своих, то не теряется ли божественная благодать в них, та, что передается апостольской преемственностью?
Не уходит ли Живой Бог от них?
Тогда что можно обрести через них, если не осталось там Божьего?
Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.