Когда поднимается вопрос о жизнеспособности общества, в котором преобладает семья с одним ребёнком, то в ответ чаще всего летит сказка о Втором Демографическом переходе. Дескать, люди, когда начинают жить хорошо, то якобы естественно, начинают сокращать количество детей в семье. Как правило, это "хорошо" никакими точными цифрами не сопровождается. Да оно и понятно - стоит попробовать эти цифры вывести, то сказка о естественности этого "перехода" летит псу под хвост.
ФРГ образца 1960-го года и Рязанская область того же года — о каком даже подобии некой "хорошей жизни" можно вообще вести разговор?
А если взять окраины Детройта, то общее в этом пересечении множеств будет разве что Homo Sapiens.
А вот демографические процессы в всех перечисленных местах для этих Homo Sapiens схожи дальше некуда — послевоенный взрыв рождаемости резко сходит на нет. Растёт количество абортов. Рожают меньше от года к году, ставя воспроизводство самих себя на самые дальние места в списке жизненных желаний.
И общее у рязанщины, детройтщины и баварщины только одно — Вторая Мировая война. Военное поколение преимущественно белых мужчин истребило друг друга, попыталось возродится и окончательно надорвалось, уступив место поколению совершенно иной природы. Про которое чрезвычайно метко и точно сказано:
"Остались у власти и сохранили силы другие — те, кто загонял людей в лагеря, те, кто гнал в бессмысленные кровавые атаки на войне."
Никто даже не пытается смотреть на этот "Второй Переход" с этой точки зрения. И совершенно напрасно. Глупость Святой Веры в естественность этого "перехода" лучше всего показывают графики численности населения бывших советских республик.
Вот покажите мне этот "переход" для Азербайджана! График 1.
Вот не могу найти даже под микроскопом этот "переход".
Азербайджанцы плохо живут?
Может быть, но уж точно не хуже русских в 1960-е. Но вот что-то делать аборты миллионами год, как русские в 60-е, не торопятся.
Устойчивый рост населения без всяких «эх войны» и «демографических переходов». Распад СССР вообще никак не отразился на демографии Азербайджана. Видимо, настолько плохо живут.
Казахстан тоже живёт плохо? График 2.
Пресловутый «Второй демографический переход» наблюдается в Казахстане в начале 90-х. По странному стечению обстоятельств это совпадает не с резким улучшением уровня жизни, а массовым отъездом из Казахстана живших там немцев. Которые снялись семьями и уехали в свой Фатерлянд, позвавший их обратно.
В те же самые годы из Казахстана также семьями рванули и русские. После чего «Второй демографический переход» куда-то исчез, так как прирост населения вышел на те же самые показатели – на графике отрезки «1960-1986» и «2006-2014» почти параллельны.
Теперь посмотрим, как живет бывшая Киргизия. График 3.
И снова нет никаких «переходов». Ничтожное проседание численности в начале 90-х (когда «весело» выпроводили так мешавших жить русских) и далее – размножаться с той же скоростью до 2010-го. А после 2010-го – аж с удвоенным усердием.
Желающие могут самостоятельно в Демоскоп Weekly убедиться, что по странному совпадению эти "переходы" наблюдаются только в тех республиках, по которым прокатились катки раскулачивания и Второй Мировой. Единственное исключение - Армения, но на то она и исключение.
Пятнадцать республик бывшего СССР - вполне себе приличная выборка, чтобы Святая Вера во Второй Демографический Переход стала достоянием людей, скажем так, весьма недалёких.
А для тех, кого не оскорбило моё попрание основ, продолжу.
Если бы приход поколения иной природы ознаменовался бы только сокращением рождаемости, это было бы пол беды. Увы и ах, на этом не закончилось.
Изменилось отношение к деторождению - начала осуждаться многодетность. Казалось бы - живи и радуйся тому, что кто-то за тебя родил и воспитал следующее поколение. Ан нет! Никак не порицаются рассуждения известных лиц о том, что "рожать вообще ни к чему". Уже стало привычным, что "женщине нужно сначала сделать карьеру", "на первом месте личный рост" и так далее, и тому подобное.
Люди пытаются именовать это явление "обществом потребления", снова не замечая подвоха. Само по себе общество потребления ничего плохого в себе не несёт - человек отпахал, получил деньги и с размахом их потратил на себя или ещё на кого-то. Имеет полное право.
А вот когда человек хочет иметь всё, не делая ровным счётом ничего, то тут уже уместны слова "дармоед", "трутень", "паразит", "нахлебник" и им подобные. Многие отмечают, что мир движется на заделе первой половины XX-го века, когда были закреплены границы и определены опорные точки международного права.
Казалось бы, избавившись от войн, человечество должно было рвануть вперёд с утроенной силой. А вот взяло и не рвануло. И дело тут явно в том, что техническое развитие неразрывно связано с уровнем жизнеспособности самого общества и общепринятыми в нём ценностями.
Любые попытки привлечь внимание к серьёзности возрастных перекосов и возможным последствиям сразу же встречаются истошными визгами о том, что "неплохо бы пишущему об этом родить самому шестерых и испробовать кесарево сечение".
То есть никаких разговоров по сути происходящего — перевод внимания с угрожающих всему обществу изменений на болезненные (без сомнений, конечно) ощущения рожающей женщины.
А вот такие визгуны заткнут свою пасть, если узнают, что детей у задающего эти вопросы шестеро?
Заткнутся ли они, если задающие эти вопросы испытывали и терпели бОльшую боль?
Нет. Не заткнутся. Тут дело не в доводах и здравом смысле. А в вырожденческом мировоззрении, которое отвергает и доводы, и здравый смысл. Святая Вера во Второй Демографический Переход тому подтверждение.
К сожалению, это изменение мировоззрения заметили не все. А те, кто заметили, не совсем поняли, что именно произошло, но забили тревогу. Что уже хорошо.
Изменение людского сознания коснулось всех областей жизни. От отношения к труду до отношения к выбору глав государств.
Не так давно вверить себя и свою страну бездетному посчиталось бы откровенным безумием. Нынешние немцы четыре раза выбирают канцлером бездетную Меркель.
Дескать и так "живём хорошо", а по сути дела проедая послевоенный задел и не задумываясь о том, в каком "Газпроме" видит свою старость эта фрау. Её детям в Германии не жить, а на её век хватит.
А свои невоплощённые материнские чувства четырежды канцлер явно тратит на мигрантов, что является поводом для весьма злых шуток тех немцев, кто видит чуть дальше собственного носа.
Запах старости ощущается русским человеком в Европе, как в старом ухоженном доме, где живёт очень древняя старушка. В доме чистота и порядок, старушка зорко следит за чистотой, а от этого запаха никуда не убежать.
Только вот беда в том, что у русского народа дела обстоят гораздо хуже, чем у "старушки-Европы", но этот запах дряхления просто забивается вонью похлеще или сдувается ветрами постоянных перемен вроде отмены-введения зимнего времени.
Из-за перемещений населения создаётся обманчивый морок, что детей много. В деревнях дети бегают по улицам, а в городе детский крик не смолкает на детских площадках. Но дело в том, что это - одни и те же дети. Зимой в деревне не услышать детского смеха, а летом на детских площадках у новостроек царит тишина. В старых районах тоже слышны крики, но это - дети мигрантов.
Люди тихо вымирают под речи, что у них "не всё так и плохо".
Статистика рождаемости в РФ ужасна.
Но среди моих друзей-знакомых рожают второго и третьего. Причём это именно тот пресловутый "средний класс", который никак не должен этого делать согласно Святому Второму Демографическому Переходу.
Люди осознали опасность и внесли поправки в свою жизнь и цели в ней.
Русскому роду нет переводу.
И не имеет значения, каковы границы страны (и есть ли она вообще) и кто там у власти. Народ превыше всех этих мелочей.
Александр Швецов, сентябрь 2021.
Читайте также:
Жизнеспособность одноребёнковой семьи. Часть 1.
Альтернативный демографический прогноз численности населения России к 2024 году
Численность населения России через 20 лет. Что же нас ожидает?
И другие публикации канала Путешествия в Демографию https://zen.yandex.ru/nevelikorost