Найти тему
Если честно…

Почему казахский фильм «Айка» заслуживает «Оскара»?

Оглавление

В феврале 2018 года в российский прокат вышла работа Сергея Дворцева «Айка». Картина казахского режиссёра была номинирована на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, а также вошла в шорт-лист претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Кадр из фильма «Айка»
Кадр из фильма «Айка»

Что так поразило зрителей и кинокритиков?

Безысходность и безразличие

Сюжет фильма становится понятен с первых секунд. Главная героиня бросает новорождённого ребёнка в роддоме и спешит в Москву на заработки.

Её поступок трудно осуждать, ведь выясняется, что забеременела девушка в результате изнасилования на работе. К тому же, она должна крупную сумму денег. И сейчас вынуждена жить в нелегальном московском хостеле, набитом эмигрантами.

Кадр из фильма «Айка»
Кадр из фильма «Айка»

Каждая деталь картины буквально «кричит» о безысходности. Это обшарпанные двери, мрачные стены, холодильник, перетянутый резинкой, и уголок Айки, маленький и тёмный кусочек комнатки, занавешенный шторой.

Кадр из фильма «Айка»
Кадр из фильма «Айка»

У неё нет ничего своего, и даже её жизнь оказывается во власти случая: повезёт – не повезёт, найдут – не надут.

Проблемы «Айки» - проблемы нашего общества

«Айка» Сергея Дворцевого отличается от многих фильмов, затрагивающих остросоциальную проблему мигрантов тем, что открывает дискуссию, от которой российское искусство и особенно кино стараются держаться подальше.

Кадр из фильма «Айка»
Кадр из фильма «Айка»

Кинокритик «Медузы» Антон Долин подчёркивает:

«В бесконечных дискуссиях о всемирной проблеме мигрантов Россию оставляют в стороне — подразумевается, что у нас есть темы посерьезнее. Много ли в бывшем СССР мигрантов, какова их участь? Об этом мало что знают за пределами России. В самой же стране превалируют два дискурса. Первый — гуманистически-милосердный, в духе Гоголя и Достоевского: призывы к сочувствию и милосердию в отношении тех, кому так трудно живется. Второй — ксенофобский, с упором на юридическую сторону вопроса.»

Почему это стоит увидеть

Режиссёр Сергей Дворцевой в своей работе отказывается от проникновенных диалогов и глубоких философских рассуждений на тему судеб.

Вместо этого он показывает чудовищность масштабов гуманитарной катастрофы, которую мы проживаем, и на которую так отчаянно пытаемся закрывать глаза.

Кадр из фильма «Айка»
Кадр из фильма «Айка»

«Айка» – это яркий пример фильма, созданный про людей и для людей. Эта боль человека, возведённая в степень целого общества, поражает и по праву может стать важным аргументом в борьбе за человеческое в человеке.

Автор: Анна Петрова