В феврале 2018 года в российский прокат вышла работа Сергея Дворцева «Айка». Картина казахского режиссёра была номинирована на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, а также вошла в шорт-лист претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Что так поразило зрителей и кинокритиков?
Безысходность и безразличие
Сюжет фильма становится понятен с первых секунд. Главная героиня бросает новорождённого ребёнка в роддоме и спешит в Москву на заработки.
Её поступок трудно осуждать, ведь выясняется, что забеременела девушка в результате изнасилования на работе. К тому же, она должна крупную сумму денег. И сейчас вынуждена жить в нелегальном московском хостеле, набитом эмигрантами.
Каждая деталь картины буквально «кричит» о безысходности. Это обшарпанные двери, мрачные стены, холодильник, перетянутый резинкой, и уголок Айки, маленький и тёмный кусочек комнатки, занавешенный шторой.
У неё нет ничего своего, и даже её жизнь оказывается во власти случая: повезёт – не повезёт, найдут – не надут.
Проблемы «Айки» - проблемы нашего общества
«Айка» Сергея Дворцевого отличается от многих фильмов, затрагивающих остросоциальную проблему мигрантов тем, что открывает дискуссию, от которой российское искусство и особенно кино стараются держаться подальше.
Кинокритик «Медузы» Антон Долин подчёркивает:
«В бесконечных дискуссиях о всемирной проблеме мигрантов Россию оставляют в стороне — подразумевается, что у нас есть темы посерьезнее. Много ли в бывшем СССР мигрантов, какова их участь? Об этом мало что знают за пределами России. В самой же стране превалируют два дискурса. Первый — гуманистически-милосердный, в духе Гоголя и Достоевского: призывы к сочувствию и милосердию в отношении тех, кому так трудно живется. Второй — ксенофобский, с упором на юридическую сторону вопроса.»
Почему это стоит увидеть
Режиссёр Сергей Дворцевой в своей работе отказывается от проникновенных диалогов и глубоких философских рассуждений на тему судеб.
Вместо этого он показывает чудовищность масштабов гуманитарной катастрофы, которую мы проживаем, и на которую так отчаянно пытаемся закрывать глаза.
«Айка» – это яркий пример фильма, созданный про людей и для людей. Эта боль человека, возведённая в степень целого общества, поражает и по праву может стать важным аргументом в борьбе за человеческое в человеке.
Автор: Анна Петрова