Сегодня расскажу на личном примере как справляюсь с ситуацией под названием "Жизнь и работа с шестилеткой без детского сада".
Василёк очень терпеливый ребёнок. Мы шли к этому постепенно. В нашем городке не построили детского сада. Первая реакция была - паника.
"Я же психолог!" - сказала я себе.
"Я же мать!" - сказала я себе.
"Я же умная, сильная, упёртая!" - сказала я себе.
"Я смогу! - сказала я себе.
"Я справлюсь! - сказала я себе...
Кратко о планировании
А. Составляем расписание дня.
Б. Следуем ему.
В. Поощряем себя.
Все психологи и юристы иногда поражаются тому, что они живые люди, и им надо решать собственные проблемы! Но шок проходит, жизнь продолжается и включается процесс самовосстановления!
Как мы с Васильком адаптировались под такие странные условия домашнего самообразования и самозанятости?
Трудно и мы в процессе...
Пришлось выработать то, что мне даётся с трудом - режим жизни, учитывающий интересы сына!
Всё нижеперечисленное мне лично очень помогло пережить сильный стресс совмещения работы и воспитания ребенка.
Вот так я организовала жизнь сына:
- обозначила сыну, что я капитан корабля;
- стараюсь применять только справедливые требования и наказания (ограничения);
- последовательна в своих просьбах и требованиях, и настойчива до конца;
- обосновываю все свои решения и разрешаю сыну обосновывать свои желания и просьбы, рассматриваю каждую просьбу, совместно обсуждаем планы на день и более перспективные;
- делегирую сыну домашнюю работу, связанную с уборкой, поддержанием порядка, экономией электроэнергии и другими несложными вопросами;
- научила играть самостоятельно, организовала самозанятые занятия, игры и игрушки;
- организовала смену 4-х сезонных наборов игрушек в коробах, убираю после наблюдения за играми и меняю по возрасту (остается только 1 игровой комплект. В комнате 4 зоны с комплектами в коробках: творческая, игрушки и машинки, конструкторы Так удаётся поддерживать интерес и не тратиться на новые. Главное - оставлять любимые ключевые игрушки;
- объяснила и продемонстрировала, визуализировала последствия, которые могут наступить для людей, которые не могут найти время для работы;
- показала плюсы домашнего обучения с мамой, потребовала относится к урокам по подготовке к школе так же как с воспитателями или учителями. И сама веду себя строго - соответственно ставлю оценки, поощрения в виде наклеек;
- все срывы несу в ванную... дети могут видеть нас слабыми, но не каждый день... это должны быть редкие моменты, дети не готовы к понятиям - безысходности! А родители, которые опускают руки могут добиться показательными негативными реакциями, наделяют своих детей психическими заболеваниями. Позитивное стабильное состояние родителей - это залог психического здоровья детей. Тут рекомендую посмотреть реакции родителей и смотрителей в мультипликационных сериалах "Свинка Пеппа", "Три котёнка", "Три кота", "Летающие звери и малыши", а еще потрясающий фильм, где реакция родителей просто меня позитивно поразила: "Отличница лёгкого поведения", посмотрите ради родителей, которых сыграли Стэнли Туччи и Патриша Кларксон.
Расписание должно быть реальным. Обязательно пройдите курс по тайм-менеджменту. И не перегружайте детей и себя!
А теперь подробнее...
Жесткие и гибкие задачи или "восточный" метод планирования
1. На сетке времени в ежедневнике отмечаем жесткие задачи, для которых уже заранее известно точное время. При этом закладываем резерв времени на непредвиденные обстоятельства.
2. Составляем список гибких задач, не имеющих жесткого времени исполнения. Для их записи можно использовать чистую половину листа ежедневника или закладку со стикерами.
3. В списке гибких задач выделяем ярким цветом наиболее приоритетные, наиболее значимые, работающие на ключевые стратегические цели и задачи (не более 2–3 задач).
4. «Бюджетируем» время на крупные гибкие задачи. Рядом с задачей указываем примерное количество времени, необходимое для ее решения.
5. В ходе дня выполненные задачи вычеркиваем. Невыполненные задачи переносим на следующий день.
Борьба с ворами времени
Ворами времени могут быть нецелевые звонки, общение с коллегами по личным вопросам, ожидание в очереди, задержки в дороге и прочее.
Либо давайте отпор ворам времени, либо выстраивайте дело таким образом, чтобы в такие периоды делать параллельно другое дело.
Делегирование и автоматизация
Если что-то рутинное и предсказуемое можно автоматизировать – то пора это сделать.
Так вы себе освободите время на более важные задачи. а еще на отдых и саморазвитие.
«Метод помидора», или «Система 25 минут»
Кто придумал: Франческо Чирилло. Он использовал этот метод для подготовки к экзаменам. Время он засекал по кухонному таймеру, сделанному в виде помидора, — и это дало название методу.
В чём заключается: поставьте таймер на 25 минут и в течение этого времени выполняйте работу, ни на что не отвлекаясь. После сделайте перерыв пять минут и повторите цикл заново — продолжайте работу. Через каждые четыре цикла сделайте большой перерыв в 30 минут. Смысл метода в том, что монотонная работа разбивается на небольшие части, и после каждой вы получаете заслуженный отдых. Так легче взяться за такие задачи, и можно выполнить их лучше.
Метод понравился старый и верный - "Посмотреть страху в глаза" или "Не давитесь лягушками"...
Хотя я бы назвала "Не давитесь жабами"! - Не нужно делать много противных день за день! Сделайте одну задачу, которая вам не нравится ещё с утра, и вам сразу станет легко. Можете приниматься за другие дела. Съеденная лягушка облегчает мозг и поднимает настроение, а что мы делаем в хорошем настроении? Летаем над другими задачами и делаем их на щелчок пальцами.
А как мы конкретно с Васильком организовали свою жизнь?
Свой метод я назвала "Свалка".
Со стороны кажется всё неорганизованно, но внутри меня абсолютное понимание жестких и гибких событий-пунктов плана.
От советских педагогов можно взять опыт календарного и перспективного планирования в составление индивидуальной программы домашнего развития для детей. Благо сейчас огромное количество пособий.
У меня проектная работа, я веду судебные дела как правозащитник, как вы понимаете, судебные процессы не каждый день, основная подготовка дома, также я детский и семейный психолог, коррекционные занятия и психологические консультации провожу с детьми в основном дистанционно. Итак, у меня в основном дистанционная работа. На дни лекций в институтах, они примерно 12 раз в месяц я отдаю ребенка в частный детский центр. Так и живём. Поэтому мой метод это "Свалка". Как в писательском ремесле. Когда все идеи и знания сваливаются в одну кучу. Так и я просто свалила всё в кучу.
Свалка моя состоит из карточек-табличек, которые я выложила на стол и сортировала буквально:
- календарные -перспективные
- целевые-бесцельные
- бытовые-общественные
- семейные-рабочие
- жесткие-гибкие
- бюджетные-бесплатные
Мы пока не оформили доску, я веду ежедневник, но доска в планах.
Радующие меня лично доски для планирования и заметок:
И всё же без распорядка дня в современном мире не обойтись!
Но во всём нужна мера!
Распорядок дня в нашей маленькой семье
- 5.00. Мой подъем. Я работаю 2,5 часа.
- 8.00. Подъем сына в 8 утра: подъем, ритуальная музыка и стакан тёплой воды или зелёного чая, короткая гимнастика, самомассаж, умывание, чистка зубов; делаем всё совместно - это экономит время и он видит, что я тоже чищу зубы и делаю зарядку. Пример важен!
- 8.30. Первый завтрак.
- 8.50. Сама провожу ежедневные уроки 5/7 по 2-4 урока, в зависимости от времени и настроения сына. Уроки по 15-20 минут. Перемены 5 минут.
- 10.30. Второй завтрак.
- 10.50. Я работаю - у сына время самостоятельных занятий и игр (компьютерные игры, конструирование, рисование и другие игры) - 2 часа минут.
- 13.50. Прогулка 30 минут в холодное время.
- 14.30. Обед
- 14.50. Я работаю 1 час. Сын отдыхает, играет в спокойные игры в кровати, слушает аудиокниги. Мы не спим днем, поэтому моим условием стали спокойные игры в кровати, разрешаю играть с гаджетами.
- 16.30. Полдник
- Прогулка по возможности (в холодное время гуляем один раз).
- Выполнение домашних дел с привлечением сына (уборка, стирка, развешивание постиранного белья, приготовление еды и организационные вопросы)
- 19.00. Ужин.
- 19.20-21.00 Я работаю. Консультирование дистанционное клиентов. Самостоятельные игры без гаджетов. Вечером гаджеты в нашей семье пока запрещены.
- 21.00. Душ и чистка зубов.
- Кроватные игры. Совместная сюжетно-ролевая игра на тему, которую предлагает сам ребенок - 15 минут.
- Ритуальное чтение ребенку для установления теплых отношений в конце дня 15 минут;
- 21.30. Обнимашки и ритуальное укладывание (освещение, музыка, короткая беседа). 15 минут.
Итого, в идеальные дни, у меня от 3 до 6 часов работы, потому что дети - это непредсказуемость в чистом виде.
Поощрения - важны для мотивации соблюдения плана
Я убрала контроль намеренно! И заменила самоконтроль на самопоощрение. Считаю, что поощрив себя и ребенка за выполнение или составление плана - мы подсознательно контролируем себя и формируем позитивное отношение к планированию у детей. А еще плюс в позитивном восприятии и ожидании позитивного результата планирования. Ваш мозг будет приучен к желанию выполнять режим дня или план в ожидании ритуального поощрения, само выполнение любого пункта плана станет приятным удовольствием.
Карточки-поощрения за выполнение плана. Также необходимы карточки или акты поощрений себя и ребенка за выполнение ежедневного плана.
Карточки-отмены планов. А также карточки - отмены всех планов в виде смешного смайлика. Разгрузочные минуты, часы, дни - необходимы для восстановления баланса и восстановления психического равновесия и гармонии.
А в конце недели можно провести лотерею "Мистер План". Призы самые простые, их надо заготовить заранее по количеству недель (52 в году) и количеству участников. Написать название приза на одинаковых бумажках-билетах, размешать в банке и по одному билету по очереди вытаскивать всем членам семьи. Это могут быть чупа-чупсы, наклейки, значки.
Можно мотивировать и игрой - купить бумагу с липкой основой и распечатать на принтере лайки или смайлики, так количество лайков будет в конце года впечатляющим и позитивным. Победит тот, у кого больше всего лайков. А лучше, если победит дружба.
Когда накрывает суета
1. Я останавливаю время.
2. Просто вспоминаю два кадра и песни (исполнителей Сергей Васильев и Марина Ланда) из любимого мультипликационного сериала "Летающие звери" и делаю точно так же!
"Что тебе нужно для счастья" (серия 16 "День крылья")
и песня "Чашечка чая" (серия 3 "Ничего")
"Чашечка чая К тебе я лечу. С чашечкой чая МНЕ ВСЁ ПО ПЛЕЧУ! Пей чай пей чай прощай печаль Пей чай пей чай Ногой качай. Чашечка чая- простое стекло. Но, в чашечке чая, Хранится тепло . Пей чай пей чай прощай печаль Пей чай пей чай Ногой качай."
Вроде всё просто, но это только на бумаге в буковках просто. Ясно одно -