Найти тему
Молот СТА ТОР

Бюджетное и внебюджетное уличное искусство Самарско-Тольяттинской агломерации

Оглавление

ДВА ГОРОДА, ДВА ФЕСТИВАЛЯ, ДВА ПОДХОДА

/Краткое содержание: Уличное искусство в Тольятти в 2014 году делали с широким обсуждением и привлечением городского сообщества, за счет добровольных взносов, в Самаре в 2021 году - кулуарно и за 31 бюджетный миллион/.

Тема уличного искусства не нова. Например, в Советском Союзе, как во всякой уважающей себя империи, искусство в общественных пространствах работало на продвижение идеалов государства, и со стен глядели лица рабочих людей, спортивные и подтянутые тела которых стремились в будущее и предвосхищали его. В Тольятти - городе-памятнике советской эпохи - до сих пор можно найти множество произведений искусства на улицах, в т.ч. мозаики и горельефы, комплекс "История транспорта", удивительный памятник индустриализации у Тольяттинского краеведческого музея, остатки работ Всероссийского симпозиума скульптуры по камню, и, конечно же, знаменитый "золотой брус" - Монументально-мозаичную стелу-панно"Радость труда".

Б-р 50 лет Октября в Тольятти (застройка конца 1960-хх годов). За линией поздних пристроев виден социалистический паблик-арт на фасаде дома.
Б-р 50 лет Октября в Тольятти (застройка конца 1960-хх годов). За линией поздних пристроев виден социалистический паблик-арт на фасаде дома.

В постперестроечное время стране было не до общественных пространств и общественного искусства - увлеченные переделом и выживанием жители страны были больше озабочены пространствами частными (см. дачные дворцы и многоэтажные квартиры).

Через некоторое время на волне интереса к уличной культуре западных стран вновь подросла популяция уличных художников, довольно уверенно осваивающих пространства бетонных джунглей наскальными росписями разной этиологии.

Как это часто бывает, центры силы прошли путь от осуждения народной инициативы до стремления её возглавить. Так начался новый виток истории большого уличного искусства.

ТОЛЬЯТТИ: ЧАСТНО И ЧЕСТНО. ДЛЯ ВСЕХ

В Тольятти с инициативой проведения фестиваля выступил банкир Виталий Вавилин, известный также как создатель одно из крупнейших в стране частных собраний живописи XX века - "Музея актуального реализма". Впрочем, можно сказать об удачной встрече с инициативой "снизу" (причем тоже исходящей от предпринимателя) - проект "ART SOSтояние" Ольги Валенчиц и Сергея Рыбкина в активной фазе заработал с 2012 года). Возможно, частично объединение общественных сил было связано с эйфорией по поводу избрания нового мэра, Сергея Андреева, от которого многие ждали мощной волны по обновлению и возрождению города.

В группе на Фейсбуке можно посмотреть хроники и результаты работы движения https://www.facebook.com/groups/ARTSOS
В группе на Фейсбуке можно посмотреть хроники и результаты работы движения https://www.facebook.com/groups/ARTSOS

Возникший в результате в 2014 году проект пожил несколько лет, несмотря на то, что оргкомитет из банкиров, младобизнесменов, деятелей искусства, общественников, молодняка был довольно странной временной коалицией людей со своими целями и задачами.

В проекте было много линий (и надо сказать, что за 2012-2016 гг. количество объектов уличного искусства в Тольятти увеличилось в разы - карта артобъектов это показывает, хотя актуальность подутратила), но, пожалуй, наиболее заметной из них стал фестиваль городской культуры "Арт Сити". Меня он задел по касательной - я был в оргкомитете конкурса. Основные тяготы в разных пропорциях взяли на себя другие люди. Всех тонкостей финансирования и всего объема включенных в фест событий я не знаю, но знаю, что: 1) довольно большую часть фестиваля профинансировали частные лица (в т.ч. Виталий Вавилин) 2) фестиваль не особенно зависел от бюджетных средств и властей (я не думаю, что строительный бизнес финансировал фестиваль сугубо из-под палки или стимулов тогдашнего мэра Тольятти Сергея Андреева) 3) фестиваль оставил после себя 5 фасадов в ключевых точках города - въезды в Автозаводский и Центральный районы, два крупных перекрестка в Новом и Старом городе, вид с трассы М5 (интересующихся отсылаю к подборке Дмитрий Рузов, где он отлично запечатлел всё для истории: https://augustnews.ru/proekt-art-siti-gorod-v-kotorom.../). Отбор участников был конкурсным - свои работы прислали несколько художников из России и Украины, жюри, насколько я помню, тоже было весьма серьезным, с именами из Российской академии художеств.

Карта объектов, созданных в рамках проекта "АРТ Состояние" и конкурса "Арт Сити": https://vk.com/artsos
Карта объектов, созданных в рамках проекта "АРТ Состояние" и конкурса "Арт Сити": https://vk.com/artsos

Смету фестиваля я не видел, но насколько помню, речь шла о нескольких миллионах рублей.

Все пять работ (тогда их ещё не называли муралами) возникли в партнерстве с тольяттинским бизнесом. Например, моя любимая картина "Отражение", расположенная в месте стыка природной среды (лес) и города и теснейшим образом связанная с местными образами, была создана при помощи мощнейшей строительной корпорации "ТольяттиСтройЗаказчик":

https://www.facebook.com/photo/?fbid=10215740162296598&set=pcb.3853546081400465
https://www.facebook.com/photo/?fbid=10215740162296598&set=pcb.3853546081400465

Таким образом, в Тольятти был организован очень открытый для участия, понятный и ведомый частной инициативой проект благоустройства городских пространств.

«Уже сейчас в Самаре проходят культурные события мирового масштаба. В этом году мы будем проводить фестиваль и в Тольятти, где уже нас очень ждут. Ведь в Автограде таких проектов не происходило, наверное, никогда. Думаю, что мы смогли удивить областную столицу, и с Тольятти у нас тоже все получится», — отметил идеолог проекта Samara Ground.


Поэтому с
сентенцией заместителя вице-губернатора — руководителя департамента (представительства Самарской области) по взаимодействию с федеральными органами государственной власти, руководитель офиса приоритетных проектов Губернатора Самарской области Александра Васильева согласиться я никак не могу: факты говорят другое.

САМАРА: ПУБЛИЧНОЕ ИСКУССТВО ИЗ ПУБЛИЧНОГО БЮДЖЕТА. НЕПУБЛИЧНО

Примерно спустя 6 лет за аналогичный по сути проект берется Самара. В 2020 году начинается история проекта "Samara Ground" (https://vk.com/samara_ground). В 2021 подрядчиком фестиваля является АНО "ТОД 77". (https://vk.com/samaraground). Хотя "Дом77 — творческий кластер в историческом центре Самары на улице Ленинградская, 77" скромно пишет о своей помощи в проведении фестиваля, по сути - они подрядчик, выбранный максимально непрозрачным способом (субсидии министерства культуры некоммерческой организации). На фестиваль выделен 31 миллион рублей из бюджета Самарской области (если делить вульгарно, 2 миллиона на 1 мурал).

Из протокола конкурсной комиссии, видно, что сумма, выделенная на фестиваль уличного искусства значительно больше, чем все остальные позиции, выигравшие конкурс, вместе взятые.
Из протокола конкурсной комиссии, видно, что сумма, выделенная на фестиваль уличного искусства значительно больше, чем все остальные позиции, выигравшие конкурс, вместе взятые.

Впрочем, минкульт выступил здесь, по видимости, технической стороной. Идеологией процесса управлял из Москвы живущий там постоянно уже упомянутый Александр Васильев.

6 муралов по плану должно появиться в Тольятти. Задана ли какая-то тема работам, какие вложены смыслы - не раскрывается. На сегодняшний момент есть информация только по трем площадкам.

Единственный мурал на фасаде спорткомплекса "Старт" на Республиканской, который я видел - сомнительная работа. Во-первых, нарушена композиция - работа смещена влево, часть фасада сияет первозданной желтизной.
Во-вторых, вместо заявленного колибри (все-таки художник из Бразилии, этот символ понятен без перевода) изображена дама в перьях. Что это за дама, почему ей нашлось место на фасаде старейшего публичного бассейна города - хороший вопрос (хотя волна и водная символика считываются с работы невооруженным глазом). Качество исполнения достаточно убедительное - видна уверенность руки и владение техникой. Насколько созданное решение подойдет колористически к городской среде, где несколько месяцев в году доминирует серый цвет - увидим.

Картинка с : https://tolyatty.ru/text/gorod/2021/09/08/70124606/
Картинка с : https://tolyatty.ru/text/gorod/2021/09/08/70124606/

Как часто бывает, планам по наступлению фестиваля граффити в Тольятти помешала неожиданно наступившая осень. Как предполагается закончить муралы до октября руководитель офиса приоритетных проектов пока не рассказал. Когда в Тольятти прибудет дорогой художник Покрас Лампас - тоже неясно.

Зато Александр Васильев рассказал, как будет развиваться интеллектуальный туризм:

" - Стратегия нашего проекта обширна. Она не заключается только в фестивале. Samara Ground - одна из составляющих идей сделать Самару точкой притяжения на мировой карте современного искусства. Мы хотим сделать так, чтобы к нам сюда приезжали люди со всего мира: кураторы, меценаты, известные художники, чтобы это был высокоинтеллектуальный уровень туризма.

Выводы? Их просвещенный читатель может делать самостоятельно. 31 миллион - это много или мало? Трудно сказать, не представляя себе сметы фестиваля. Художники любят кушать, подрядчики-подмастерья - тоже, хотя особенно высотных работ (как это было в Тольятти) на фестивале не просматривается. Но сама идея - "мы закажем приезжим искусства, и потом оно будет приносить нам деньги" - она очень мещански-самарская, достойная персонажей Островского и Горького. На мой взгляд, с развитием туризма пока лучше справляется Наталья Козловская, а вклад тольяттинцев в арт-преобразование городской среды гораздо более весом, несмотря на то, что "искусство не пахнет" (так называлась акция по раскраске общественного туалета силами в т.ч. зам. мэра Тольятти).

Я был бы сильно осторожнее с выводами о том, что "в Тольятти такого не было". Мы - Тольятти. Мы делаем раньше, интереснее и дешевле. И если бы на 31 бюджетный миллион (в котором, конечно, есть и налоги тольяттинцев) был объявлен открытый конкурс, не факт, что победа досталась бы самарско-московскому конгломерату. Потому что мы относимся к жизни не как к рутине, а как к затяжному прыжку с парашютом. Или без.