На канале "Black Maria Кино" мы запускаем серию статей "Режиссер №", в которой расскажем про значимых кинорежиссеров настоящего, за чьими релизами стоит следить и чьи отснятые ленты стоит посмотреть. А также про знаковых режиссеров прошлого, чья фильмография достойна вашего пристального внимания.
Эта статья посвящена современному американскому режиссеру Ричарду Линклейтеру.
"Большинство из нас большую часть времени является лузером" - это фраза Ричарда Линклейтера, которая очень многое говорит о его творчестве. Режиссер-самоучка из Техаса стал одним из самых громких имен независимого американского кино 1990-х, сняв "Халявщик" в 1991 г.
"Халявщик" - это дешевый бессюжетный фильм, рассказывающий о буднях юношей и девушек. Диалоговый фильм стал зеркалом нового поколения молодежи, привлек к себе широкое внимание публики и критиков и заработал в прокате более 1,2 млн. долларов при бюджете 23 тысячи долларов.
Успех "Халявщика" позволил Ричарду Линклейтеру снять аналогичную высокобюджетную ленту "Под кайфом и в смятении" 1993 г. - тут вновь главными героями стали молодые люди, а время действия ограничивается несколькими часами. В 2016 он вернулся к стилистике этих своих юношеских историй и снял комедию о студентах колледжа из 1980-х - "Каждому свое".
Ограниченность истории одним днем, обилие реалистичных диалогов, маленький город и обыденные характеры персонажей - все это стало фирменным стилем Ричарда Линклейтера.
В 1995 г. он снимает "Перед рассветом" - романтическую историю случайной встречи и расставания к концу дня двух туристов в Европе. Главные роли исполнили Жюли Дельпи и Итан Хоук. К своим персонажам они вернутся еще дважды - в 2004 г. вышла лента "Перед закатом", а в 2013 г. "Перед полуночью". Для двух актеров и режиссера проект "Перед..." стал настоящим творческим вызовом, раскрывающим природу человеческих взаимоотношений.
В 2001 и 2006 г. Ричард Линклейтер экспериментировал с изображением, сочетающим в себе анимацию и игру актеров Он снял "Пробуждение жизни" и "Помутнение" - разговорные картины о людях, пытающихся постичь самих себя и смысл жизни. А прямо сейчас готовит к выходу свой третий анимационно-игровой проект "Аполлон-10½: Приключение космического века" - историю про подростков, взрослеющих на фоне космических достижений страны в 1960-е годы.
Но самым громким его проектом стало "Отрочество" 2014 г. - фильм, который Ричард Линклейтер снимал на протяжении 12 лет. Лента стала смелым и необычным экспериментом по документированию жизни вымышленного персонажа. Также как в "Перед..." режиссер прослеживает жизнь своих героев из года в год, при этом не следует строго заданному изначальному сценарию, внедряя в историю реальные признаки современного времени. Фильм получил 6 номинаций на Оскар, включая номинацию в категории "Лучший фильм года".
Ричард Линклейтер успешно сочетает работу над своими авторскими проектами со съемками студийных проектов, основанных на чужих сценариях. Он снял успешные трагикомедии "Пригород" 1996 г.,"Школа рока" 2003 г., "Несносные медведи" 2005 г., "Нация фастфуда" 2006 г., "Я и Орсон Уэллс" 2008 г., "Берни" 2011 г., "Последний взмах флага" 2017 г., "Куда ты пропала, Бернадетт" 2019 г.
А в ближайшие годы он срежиссирует три биографические истории. И все они о лузерах, пытавшихся добиться славы и богатства. Это будет история о стендап-комике Билле Хиксе, критиковавшем общество потребления и умершим в 32 года. История о шарлатане-медике Джоне Бринкли, уверявшем, что может вылечить импотенцию путем пересадки козлиных желез. И история о бродвейском композиторе Франклине Шепарде, который бросил театр ради того, чтобы стать частью Голливуда.
Фильмография Ричарда Линклейтера разнообразна и неоднородна. Однако авторские проекты "Халявщик", "Под кайфом и в смятении", трилогия "Перед рассветом" и "Отрочество" - без сомнения фильмы, достойные вашего просмотра.
Смотрели ленты Ричарда Линклейтера? Делитесь впечатлениями.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )