Найти тему
diletant.media

Правдива ли картина «Княжна Тараканова»?

Оглавление

Созданный Флавицким образ самозванки мало связан с реальной женщиной. Художник сознательно взял за основу сюжета народные сказки, а не документы.

Сюжет

Запертая в камере Петропавловской крепости молодая женщина ожидает конца. Нева вышла из берегов, город оказался во власти стихии. И узники тюрьмы были последним предметом заботы петербуржцев — самим бы уцелеть.

Женщина так молода, что лицо её, даже искажённое гримасой ужаса, остаётся красивым. Шёлк платья напоминает о времени былой роскоши.

«Княжна Тараканова», 1864. Источник: Wikimedia Commons
«Княжна Тараканова», 1864. Источник: Wikimedia Commons

Для зрителей 19-го века, незнакомых с кино, телевизионными новостями и компьютерными играми, картина была олицетворением хоррора. Мурашки бежали по коже, ужас охватывал при мысли, что наводнение может прийти в город вновь, а жертвой стихии может стать каждый.

Контекст

Происхождение самозванки, выдававшей себя за внебрачную дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского, остаётся загадкой. В России о ней узнали незадолго до бунта Емельяна Пугачёва. Екатерина II поначалу не придала особого значения этой девице и её сказкам, но, узнав об участии польского капитала в поддержке авантюристки, изменила своё мнение. Она отправила Алексея Орлова с заданием доставить так называемую принцессу в Россию.

Действуя элегантно, граф, очаровав и пообещав жениться, заманил девушку на корабль. Там её арестовали. Произошло это в мае 1775 года в Ливорно. Попав в Петербург, «принцесса» оказалась в деревянной тюрьме Алексеевского равелина Петропавловской крепости. При ней неотлучно находились трое стражников. В декабре того же года девушка скончалась от туберкулёза.

Наводнение же, страшное по своим масштабам, произошло через два года после смерти Таракановой — в 1777 году. В Петропавловской крепости тогда погибли узники, находившиеся в камерах первого этажа.

«7 ноября 1824 года на площади у Большого театра» Ф. Алексеева. Источник: Wikimedia Commons
«7 ноября 1824 года на площади у Большого театра» Ф. Алексеева. Источник: Wikimedia Commons

К тому времени, когда Флавицкий начал работу над картиной, в народе уже ходила легенда о гибели авантюристки во время разгула стихии.

Портретов «принцессы» не сохранилось, но в описаниях европейцев она предстаёт девушкой прекрасного вида и стана, с красивой грудью, белым телом и румянцем на лице.

Полотно впервые экспонировалось в 1864 году на выставке императорской Академии художеств. Александр II после посещения выставки потребовал указать в каталоге, что сюжет не имеет исторической истины.

Судьба художника

Константин Флавицкий рано остался сиротой. Семь лет он был вынужден провести в воспитательном доме для бедных. Каким-то чудом он смог проявить свои творческие способности и стать пенсионером Общества поощрения художников. Позднее он закончил Академию художеств в Петербурге и получил право на заграничную поездку.

Портрет К. Д. Флавицкого. Источник: Wikimedia Commons
Портрет К. Д. Флавицкого. Источник: Wikimedia Commons

Шесть лет художник провёл в Италии. Возвращаться на родину он не хотел. Однако выхода не было. В Россию художник вернулся уже больным, а вскоре после завершения своего шедевра умер от чахотки.

Подробнее