О погребении пророка Моисея говорится в 34 (и последней) главе книги Второзакония. Согласно этой книге, пророк Моисей отошел ко Господу на горе Нево (или Аварим), с которой ему дозволялось взглянуть на чаемую им землю обетованную. Ступить на эту землю Моисей никак не мог. Ибо Бог лично разрешил ему только смотреть, но не вступать (Втор. 3:23–27).
По мысли протоиерея Геннадия Фаста, это (наказание - Христофор+) произошло "за воду Меривы, за то, что один раз и Моисей согрешил пред Ягве, за Божий гнев на ропот, непокорство и маловерие народа" (Этюды по Ветхому Завету. Книга 2. 10.1. Кончина и погребение Моисея).
На горе Нево величайший пророк обозрел уделы всех 12 колен Израилевых, удостоверился в их реальном существовании и отдал Богу душу. Согласно иудейскому преданию, Бог извлек душу Моисея из тела не абы как, но нежным поцелуем. Вот фрагмент предания с купюрами:
"Когда Моисей (в оригинале - Моше) лег, Бог сказал ему: "Закрой глаза," - и Моисей закрыл глаза. "Сложи руки на груди," - и Моисей сложил руки на груди. "Соедини ноги вместе," - и Моисей соединил ноги вместе. В это мгновение Бог позвал душу Моисея, чтобы она вышла из его тела. Но душа ответила: "Владыка миров! <...> Ты вселил меня в тело Моисея на сто двадцать лет. И теперь в мире нет более чистого и праведного тела, чем у Моисея. …Я люблю его и не хочу покидать его" <...> .В это мгновение Творец как бы нежным поцелуем извлек душу из тела Моисея" (Дварим раба 11:10).
Понятно, что в предании душа Моисея не очень хотела выходить из тела, к которому сильно привязалась за 120 лет обитания в нем. Больше того, душа пророка почему-то считала свое тело очень чистым и праведным (безусловно, если, конечно, абсолютно доверять иудейскому преданию).
Однако речь не о том... Автор желает обратить внимание читателей на тот факт, что после отшествия Моисея место его упокоения (а, значит, и тело) осталось сокрытым не только от широких масс, но и от избранных. Где находится могила Моисея не знает ни один иудей, ни один раввин... Второзаконие о месте погребения пророка говорит очень туманно:
"И умер там (там - на горе Нево: Христофор+) Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня" (Втор.34:5-6).
В этих стихах Иисус Навин (именно он и дописывал последние главы Второзакония) называет только страну. Это земля Моавитская. И город - Беф-Фегор. Согласно книге "Библейский культурно-исторический комментарий", в этих стихах речь идет не столько о городе, сколько об оазисе. Этот оазис (Беф-Фегор) называется "Хирбет–Айун–Муса (Ayun Musa)" и находится недалеко от Библейской Мерры и Суэцкого залива.
Иначе говоря, книга Второзаконие как бы говорит нам, что место упокоения Моисея находится "где-то в пустыне, у Беф-Фегора". И все...
Еще более загадочно выражается древний апокриф "Восхождение Моисея". В нем проводится мысль, что у Моисея нет и не может быть места упокоения на земле. Ни памятника, ни пещеры. Ибо ни одно место не может принять такого праведника. А "могила Моисея – от восхода солнца до заката, и от австра до аквилона" (Восхождение Моисея").
Возникают вопросы: 1. Почему точное место погребения величайшего из пророков во Второзаконии не называется? 2. Что происходит с телом Моисея после исхода? 3. Кто хоронит тело вождя? Давайте разбираться...
1. Почему точное место погребения величайшего из пророков во Второзаконии не называется? Это самый легкий вопрос из всех... Ответ на него находим у свт. Иоанна Златоуста. Свт. Иоанн предполагает, что место упокоения Моисея (как и его тело) осталось сокрытым в целях предупреждения нечестия у иудеев. Ибо если бы тело Моисея осталось у них, то оно произвело бы "большой вред и для многих иудеев послужило бы соблазном" (Иоанн Златоуст, свт. Беседа 5 на Евангелие от Матфея).
О том же самом говорит "Персидский мудрец" или Афраат (Иаков) Мудрый. У этого экзегета тело вождя скрывается, чтобы иудеи не сделали "гробницу его местом поклонения" (Доказательства 8. PS 1.1:379-380).
Таким образом, место погребения Моисея (а также его тело) скрывается для того, чтобы оно не превратилось в объект для идольского поклонения, в некоего "бога", во второго золотого тельца. Это объяснение кажется очень естественным и логичным. История Израиля насчитывает немало примеров обожествления предметов. Так, например, в Северном царстве царь Ровоам учредил культ поклонения золотым тельцам для того, чтобы его народ не ходил в Иерусалим, (3Цар.12:28). В этом же царстве народ также долгое время поклонялся медному змею, сделанному Моисеем. До тех пор, пока царь Езекия, сын Ахаза, этого змея не истребил (4Цар.18:5).
2. Что происходит с телом Моисея после переселения его души в вечность? А вот здесь все гораздо сложнее... Из Писания мы узнаем, что в земном мире Моисея оплакивают, как уме-ршего, в течение 30 дней (Втор.34:8). И его преемником становится Иисус Навин (Втор.34:8).
А вот в духовном мире, оказывается, сразу после переселения души пророка в обители вечные происходит грандиознейший спор между Архангелом Михаилом и диаволом о бренных останках Моисея - его теле.
Диавол приходит, чтобы завладеть телом Моисея и сделать из тела идола для израильтян. А Михаил вступает с духом тьмы в спор и препятствует злому замыслу. В Священном Писании об этом беспрецедентном споре бесплотных духов говорит святой апостол Иуда, брат Господень (Иуд.1:9).
Вообще, послание Иуды посвящается опровержению лжеучителей. Автор полемизирует с ними, порицает отвержение ими гражданских властей (Иуд.1:8). И в качестве примера для подражания приводит Архангела Михаила, который в споре с диаволом о теле Моисеевом воздержался от "укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь" (Иуд.1:9).
Апостол Иуда берет этот пример не из Писания. Он цитирует в послании древний иудейский апокриф под названием "Восхождение Моисея" (или "Успение Моисея"), текст которого (к величайшему сожалению) частично утрачен. Апостол верит в сюжет древнего апокрифа, как в реально случившиеся события. И его вера разделяется Церковью... В акафисте Архангелу Михаилу находим поэтическое переложение этой веры:
"Светоно́сный служи́тель и́стины и чистоты́ богопочита́ния яви́лся еси́, Архистрати́же, егда́, прови́дя ко́зни ду́ха тьмы́, воспрети́л еси́ ему́ и́менем Бо́жиим, да не де́рзнет сокрове́нное те́ло почи́вшаго вождя́ Изра́илева Моисе́а яви́ти ко обоже́нию чу́вственным сыново́м Изра́илевым..." (Икос 11).
Итак, согласно акафисту, Архангел Божий Михаил не позволяет диаволу сделать из тела пророка Моисея предмет культового поклонения. Диавол уходит ни с чем... И что дальше? Куда исчезают бренные останки Моисея?
Если "включить" внутреннего Шерлока Холмса, можно предположить, что останки Моисея попадают в распоряжение Архангела Михаила. А тот, если рассуждать логически, либо хоронит их в земле, либо... Уносит на небо.
3. Кто хоронит тело вождя? Существует множество иудейских легенд о последних днях величайшего пророка Ветхого Завета. Самой авторитетной, думается, является та, которую приводит прот. Геннадий Фаст в своих "Этюдах по Ветхому Завету". А также - еврейский историк Иосиф Флавий в "Иудейских древностях". Вот фрагмент этой легенды:
"Когда же Моисей достиг вершины горы, носящей название Аварим (эта возвышенность лежит насупротив Иерихона, и с неё открывается чудный вид на всю Хананею), то отпустил и старейшин. Затем он обнял Елеазара и Иисуса и, пока еще говорил с ними, его вдруг окружила туча, и он скрылся в каком-то ущелье" (Иудейские древности. Книга 4, глава. 8).
Итак, согласно еврейской легенде, в последний путь тело Моисея провожают: 1) старейшины, 2) первосвященник Елеазар и 3) военачальник Иисус (конечно же, Навин). У вершины горы Аварим (или Нево) Моисей отпускает старейшин. Затем он прощается с Елеазаром и Иисусом. А потом его окружает туча, и он скрывается в ущелье... Загадка?
Нет! Иудейская легенда повествует, скорее всего, об исхождении души Моисея из тела. Свидетели погребения (Елеазар и Иисус Навин), похоже, видели не тело Моисея, а его душу (в виде тучи?), которая скрылась в ущелье (неком портале, ведущем из мира земного в мир небесный?).
Что же касается тела Моисея, то оно осталось на вершине горы Аварим (Нево). И досталось Архангелу Михаилу (после полемики с диаволом). Архангел Михаил (вместе с другими добрыми ангелами) и похоронил (или сохранил) тело Моисея так, чтобы его никто никогда не мог найти.
Свт. Епифаний Кипрский говорит: "Ангелы, как говорит дошедшее до нас предание, погребали тело святого Моисея" (Панарион. 9. О самарянах). То же - у свт. Луки Крымского. У него "вероятно, погребали сами Ангелы".
Итак, после 120 лет земной жизни Моисей переходит в жизнь вечную на горе Нево. Если верить преданиям, в последний путь его сопровождают старейшины, Елеазар и Иисус. Тело пророка (после полемики с диаволом) достается Архангелу Михаилу, который и скрывает его до времени.
Куда Архангел Михаил скрыл тело Моисея - тема отдельной статьи...
А что думаете о погребении Моисея вы? Почему у пророка не осталось ни могилы, ни надгробного памятника? Зачем диавол приходил за телом Моисея? Оставляйте комментарии, не забывайте про лайки (если статья вам понравилась) и, конечно же, подписывайтесь на канал «Христофор+».
Читайте также другие статьи:
Архангел Михаил против Денницы: как победить дракона
Как диавол из чистого херувима стал нечистым духом с хвостом
Пророчество св. Иоанна Богослова об упразднении земного времени (Откр.10:1-10)