Чтобы не быть голословными смело возьмём и вспомним самые яркие сказочные истории, снятые в 60-е годы двадцатого столетия, чтобы затем сравнить оные с теми, что вышли на экраны спустя какие-то десять лет. Казалось бы, ну как может повлиять на снимающих для детворы режиссёров общее настроение в отечественном кинематографе. Да, пусть и с приходом 70-х в нашем кино стала превалировать сплошь производственная тема, предполагающая унылые сюжеты и тотальное изгнание красавиц из новых картин. Конечно, можно было заставить прелестных, Наталью Кустинскую или Светлану Светличную, сыграть роли прогрессивных штукатуров, упорно добивающихся перевыполнение плана. Но всё же киноначальство настоятельно рекомендовала творцам, вручать валики и мастерки, более близким к трудовому народу, актрисам.
Итак, 1965 год, отчаянно стремящийся к гениальности Владимир Бычков, берётся снимать малоизвестную сказку Тамары Габбе "Город мастеров". И он, неким волшебным образом делает из унылой пьесы, искрящееся бодростью и юмором, изумительное кино. Также, кстати, поступил с мрачноватой историей Юрия Олеши и блистательный Алексей Баталов, переделав её в совершенно удивительную, светлую картину про "куклу наследника Тутти" и добрую девочку Суок, прекрасно сыгранную юной талантливой Линой Бракните. Только в эти годы, наполненные удивительным настроением, можно было умудриться снять столь яркие, пронизанные теплом и улыбками зрителей, не просто добрые, но и весьма остроумные сказки.
А как хорош невероятный "Айболит 66", созданный неуёмным фантазёром Роланом Быковым практически из ничего. Иногда милое озорство его как режиссёра, а также как и исполнителя главной роли, настолько отличалось от стандартов всё тех же заслуженных "сказочников", Птушко и Роу, что просто "диву даёшься". Правда, мудрые чиновники уговорили многопланового Ролана сократить это музыкальное чудо до 99 минут, но всё равно вышедший на экраны фильм навсегда останется ярчайшим проявлением его удивительного творческого дара.
Ну, и последнее сказочное кино, тщательно сотканное гениальными сценаристами Юлием Дунским и Валерием Фридом из нескольких андерсоновских "полотен", получило броское имя "Старая, старая сказка". Явившись зрителю в самом последнем году "оттепели" эта тонкая, смешная история и завершила эпоху весёлых, пышущих лёгкой беззаботностью, сказочных картин. Примером тому может послужить следующий фильм одарённой Надежды Кошеверовой, под кратким названием "Тень".
Он и начинается, как некая серьёзная человеческая драма, где одни из самых светлых персонажей предыдущей сказки, наполненного озорной энергией Олега Даля и юной Марины Неёловой, печально рассуждают об основах бытия. И все случившиеся дальнейшие пертурбации явно напоминают знаменитый переход великого Михаила Козакова от его блистательно-весёлых "Покровских ворот" к пронзительной дюрренматтовской пьесе "Визит дамы". Та же Надежда Николаевна снимает в 1977 году прекрасную сказку "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил". Но и в ней уже нет той удивительной лёгкости и какого-то светлого лукавства, которым были наполнены те её детские фильмы 60-х.
И чтобы потом не пытались снимать наши талантливые сказочники, но повторить незабываемую атмосферу, например, "Волшебной лампы Аладдина" 1966 года, больше не удалось никому из них. Но созданные в то время божественно яркие, смешные истории навсегда сохранились на доступной всем, киноплёнке. И ныне ими в любой момент можно сполна насладиться, заодно поняв, что было такое за время, эти загадочные, полные надежд, прекрасные 60-е.