Есть старая шутка про то, как быстро остудить горячий чай. 1) Налейте чай. 2) На секундочку зайдите в интернет. 3) Готово – чай холодный! С онлайн-играми это работает еще активнее. Тем более что разработчики используют специальные приемы, чтобы продержать вас в игре как можно дольше или возвращать в нее почаще. Для этого крупные проекты специально привлекают профессиональных психологов. Сегодня рассказываем об этих механиках и манипуляциях, которые принято называть «темными паттернами».
Расписание в виртуальном мире
Иногда в игре нужно регулярно выполнять какие-то процессы по местному «расписанию». Иначе игрок потеряет прогресс, не получит бонус и т.п.
Например, в ММО-проектах некоторые монстры или квесты появляются только в определенное время суток. В Pokemon GO некоторых покемонов можно поймать только ночью, и так далее.
Ежедневные награды
Мощный вовлекающий стимул подталкивает заходить в игру каждый день, чтобы не потерять цепочку бонусов, накопленную за долгий срок. Эта механика успешно действует и в обучающих приложениях вроде Duolingo, мотивируя продолжать обучение каждый день.
Похожим образом работает темный паттерн в Snapchat — там реализован механизм Streak. Если пользователь каждый день обменивается с другими людьми изображениями, то у него запускается специальная серия. В случае пропуска дня она обнуляется. Практика показывает, что люди стараются заходить в мессенджер ежедневно годами, чтобы не потерять этот стрик, хотя фактически не получают за это ничего — ни призов, ни бонусов.
Мы в ответе за тех, кого… вовлекли
Еще один крючок, на который ловят геймеров, — это ответственность перед друзьями, с которыми он вместе играет. Чтобы не подвести их, он не бросает игру. Особенно ярко это работает в MMORPG-играх, где все сражаются в команде и у каждого своя роль.
В некоторых игровых проектах работает и вариант пирамиды — когда нужно привлекать новых игроков, чтобы получить бонусы или открыть новые возможности.
Это только несколько приемов, на самом деле темных паттернов гораздо больше. И, кстати, они используются далеко не только в видеоиграх — буквально любой сервис в современном мире построен на них.
Что же нам с этим делать? Да просто быть начеку и понимать, что мы реально получаем в каждом конкретном случае.