Двухдвигательный широкофюзеляжный авиалайнер от Boeing, сельскохозяйственный самолёт из бака для химикатов и многое другое в свежем выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️
20 сентября
20 сентября 1951 года — первый полёт палубного истребителя Grumman F9F/F-9 Cougar. /США/
Война в Корее показала, что будущее реактивной боевой авиации за стреловидным крылом. Без этого невозможно преодоление звукового барьера, а скорость, как известно, одно из важнейших качеств истребителя. В марте 1951 года ВМС США заказали компании Grumman Aircraft разработку палубного истребителя со стреловидным крылом.
Для ускорения работ за основу взяли F9F Panther. Главные изменения коснулись крыла — оно стало стреловидным (35°) и было оборудовано флапперонами вместо элеронов. В остальном этот низкоплан остался без особых изменений. F9F-6 оснащался двигателем Pratt & Whitney J48-P-8 тягой 32,2 кН. Максимальная скорость — 1053 км/ч, боевой радиус — 472 км. Вооружение — 4 × 20-мм пушки + до 907 кг бомб/ракет.
F9F/F-9 Cougar получился успешнее своего предшественника. Было построено 1988 истребителей. Кроме ВМС США (до 1974 года), они стояли на вооружении ВМС Аргентины (до 1971 года).
21 сентября
21 сентября 1956 года — первый полёт сельскохозяйственного самолёта Kingsford Smith PL.7 Tanker. /Австралия/
Компания Kingsford Smith Air Service была основана в 1946 году и занималась продажей и обслуживанием лёгких самолётов. В 1955 году она решилась на самостоятельный проект. Под руководством Луиджи Пелларини (Luigi Pellarini) был разработан сельскохозяйственный самолёт PL.7 Tanker.
PL.7 представлял собой биплан с двухбалочным хвостовым оперением и неубираемым шасси. Фактически это был большой стальной бак для химикатов, к которому крепились крылья, кабина и двигатель Armstrong Siddeley Cheetah X (400 л.с.) Крейсерская скорость — 180 км/ч.
Во время испытаний самолёт показал неплохие лётные характеристики. Но потенциальных заказчиков он не заинтересовал. Единственный построенный PL.7 Tanker пострадал во время пожара в 1962 году и вскоре был разобран. Полученный опыт Луиджи Пелларини позже применит при разработке Bennett PL.11 Airtruck и Transavia PL-12 Airtruk.
22 сентября
22 сентября 1970 года — первый полёт палубного штурмовика Як-38. /СССР/
Хотя первый в СССР самолёт вертикального взлёта и посадки (ВВП) — палубный штурмовик Як-36 — и не пошёл в серийное производство, он дал неоценимый опыт. Это позволило ОКБ Яковлева продолжить работы над подобными проектами. В 1967 году была начата разработка нового палубного штурмовика ВВП Як-36М, который позже получит обозначение Як-38.
Это был среднеплан с убираемым шасси. Силовая установка комбинированная — 1 × подъёмно-маршевый двигатель Р27В-300 с тягой 59 кН и 2 × подъёмных двигателя РД-36-35ФВР с тягой 29 кН. Максимальная скорость — 1210 км/ч, боевой радиус — 195 км. Вооружение — до 1500 кг бомб/ракет на 4 точках подвески.
Несмотря на ряд недостатков — малую дальность полёта, отсутствие бортовой РЛС и т.д., Як-38 приняли на вооружение и запустили в серийное производство. Он стал вторым самолётом ВВП в мире, после Hawker Siddeley Harrier, принятым на вооружение. Всего построили 231 штурмовик Як-38.
23 сентября
23 сентября 1957 года — первый полёт лёгкого самолёта DINFIA IA 45 Querandi. /Аргентина/
Первым заказчиком Национального управления авиационного производства и исследований ("Direccion Nacional de Fabricaciones e Investigaciones Aeronauticas", DINFIA) Аргентины стали ВВС страны. Но гражданская авиация не осталась без внимания DINFIA. В 1957 году команда инженеров под руководством Хосе Ф. Эласкара (José F. Elaskar) разработала лёгкий транспортный самолёт IA 45 Querandi.
Он представлял собой цельнометаллический высокоплан с убираемым шасси и двухкилевым хвостовым оперением. 2 × двигателя Lycoming O-360 (180 л.с.) приводили в движение толкающие винты. Крейсерская скорость — 245 км/ч, дальность полёта — 1100 км. Брал на борт до 5 пассажиров.
Несмотря на хорошие лётные характеристики, IA 45 Querandi серийно не производился, т.к. проиграл конкуренцию американским Aero Commander и Piper Apache. 2 построенных прототипа летали в качестве самолётов связи в аргентинских ВВС и армии.
24 сентября
24 сентября 1947 года — первый полёт ближнемагистрального пассажирского самолёта Як-16. /СССР/
После окончания Второй мировой войны основными самолётами гражданской авиации СССР стали Ли-2 и Douglas C-47 Skytrain, поставлявшиеся по лендлизу. Но «Аэрофлот» нуждался в самолёте меньших размеров для эксплуатации на региональных маршрутах. Поэтому в феврале 1946 года ОКБ Яковлева приступило к работе над авиалайнером Як-16.
Это был цельнометаллический низкоплан с убираемым шасси, внешне напоминавший уменьшенный Ли-2. Оснащался 2 × двигателями АШ-21 (615 л.с.) Крейсерская скорость — 290 км/ч, дальность полёта — 800 км. Брал на борт 10 пассажиров.
Самолёт успешно показал себя на испытаниях и был даже продемонстрирован за границей — в Польше, Финляднии, Чехословакии и т.д. Но серийное производство Як-16 не началось. «Аэрофлот» и военные предпочли выбрать Ан-2. Было построено 2 прототипа Як-16 — гражданский авиалайнер и военно-транспортный самолёт, вооружённый 12,7-мм пулемётом.
25 сентября
25 сентября 1929 года — первый полёт поршневого истребителя PZL P.1. /Польша/
Основу ВВС Польши к концу 1920-х годов составляли устаревшие бипланы. Для разработки собственных боевых самолётов в 1928 году в Варшаве был создан Государственный авиационный завод (PZL, Państwowe Zakłady Lotnicze). Его первым самостоятельным проектом стал истребитель P.1, разработанный молодым конструктором Зигмундом Пулавским (Zygmunt Puławski).
P.1 представлял собой цельнометаллический высокоплан с крылом типа «чайка» (т.н. «крыло Пулавского») и неубираемым шасси. Двигатель Hispano-Suiza 12Lb (640 л.с.) позволял развить скорость до 302 км/ч. Дальность полёта — 600 км. Вооружение — 2 × 7,92-мм пулемёта Vickers 09/18.
Несмотря на свои хорошие характеристики, PZL P.1 остался в статусе экспериментального. Было построено 2 прототипа, отличавшихся хвостовым оперением и носовой частью. Опыт, полученный при разработке P.1, позже был успешно применён Пулавским в серийных истребителях PZL P.7 и P.11.
26 сентября
40 лет назад — 26 сентября 1981 года — первый полёт широкофюзеляжного авиалайнера Boeing 767. /США/
В 1972 году компания Boeing начала работу над проектом 7X7. Это должен был быть экономичный широкофюзеляжный авиалайнер для замены устаревших Boeing 707 и 727. В 1976 году окончательный выбор был сделан в пользу двухдвигательной компоновки, как у Airbus A300. А ещё через 2 года проект получил обозначение Boeing 767.
Этот низкоплан в варианте 767-200 оснащался 2 × двигателями Pratt & Whitney JT9D с тягой 214 кН. Крейсерская скорость — 900 км/ч, дальность полёта — 7200 км. В зависимости от компоновки салона, мог брать на борт до 290 пассажиров. Экипаж — 2 человека.
Boeing 767 получился успешным и производится до сих пор. Первоначально использовался для трансконтинентальных перелётов в США, позднее стал активно летать на трансатлантических маршрутах. Выпущено 1227 авиалайнеров Boeing 767 всех модификаций, которые эксплуатируются в более чем 70 авиакомпаниях по всему миру.
Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории