В древности венцом карьеры было не кресло генерального директора, а посмертное обожествление. Автоматическое повышение до бога при жизни получали египетские фараоны, римские и китайские императоры (последние обычно в ранге Сын неба). Но были и другие люди, записанные потомками в небожители.
Имхотеп
Архитектор, врач, астролог, инженер и визирь (а точнее чати) фараона Джосера — словом, человек эпохи Возрождения задолго до Ренессанса. Возвел знаменитую пирамиду Джосера и вообще придумал эту форму для гробниц фараонов, использовал колонну в строительстве, писал медицинские трактаты, которые дошли до нас уже в поздней копии — папирусе Эдвина Смита. Репутацию великого мудреца стяжал еще при жизни, поражая современников обилием талантов. Неудивительно, что уже через сто лет его начали почитать полубога. В период Нового царства Имхотеп официально стал сыном Птаха — покровителя Мемфиса, архитекторов и ремесленников, демиурга и творца душ, живущего по ту сторону вечности. Сам Имхотеп стал божественным патроном медиков и писцов — самых образованных граждан Египта.
В эпоху династии Птолемеев Имхотеп был объединен с Асклепием, греческим богом врачевания. Причем культ Имхотепа сохранял свою популярность даже когда на исторической сцене появилось христианство. Вплоть до арабского завоевания Египта Имхотеп пользовался уважением коренных египтян. Кстати, в библеистике есть версия о том, реальный Имхотеп был на самом деле ветхозаветным Иосифом, сыном Иакова и Рахили.
Александр Македонский
Величайший завоеватель древности в представлениях не нуждается. Кумир западного мира и двурогий ужас восточного, он начал свою жизнь как обычный смертный, а закончил в статусе живого бога. Первые ростки культа возникли благодаря рекламной кампании его матери Олимпиады, которая распускала слухи, что родила сына не от какого-то там Филиппа, а от бога, с которым встретилась в храме. В числе подозреваемых был Зевс, но сама Олимпиада была жрицей Диониса, так что все могло быть. Резкие перепады настроения и внезапные вспышки гнева, свойственные Александру, роднят его именно с темпераментным Дионисом.
Египтяне встретили Александра как освободителя от власти персов, поэтому жрецы объявили его сыном Амона-Ра и воплощением бога. Греки отнеслись к этому шагу как к формальности для нового фараона Египта. Сам Александр увлекся обожествлением себя уже во время азиатских походов, насмотревшись на местные нравы. Сначала он захотел царских почестей и преклонения от соратников и ветеранов, затем просто назвал себя божеством. Греки были ошарашены такими претензиями — даже Геракл стал богом только после смерти — но попробуй откажи человеку, который дошел до Индии. Так что полисы смирились и признали его небожителем, а спартанцы ограничились шпилькой: «Раз Александр хочет быть богом, пусть будет им». После смерти близкого друга Гефестиона Александр организовал и его культ. Неизвестно, до чего бы он еще дошел — смерть прервала планы, но сделала его легендой мирового масштаба.
Браги Баддасон
Он считается старейшим среди известных скальдов, чье творчество сохранилось. Браги прожил невероятно долгую жизнь и был придворным поэтом трех знаменитых конунгов — Рагнара Лодброка (того самого Рагнара Кожаные брюки, осадившего Париж), его друга и конкурента Эйстейнна Жестокого и правнука Рагнара Бьёрна из Хоги (через сына Бьерна Железнобокого). Несмотря на то, что жизнь Браги обросла мифами — например, он смог вернуть подмененных троллями детей — исследователи считают его вполне реальной фигурой. Он же является смертным прототипом бога красноречия и певца небожителей Браги, о котором я более подробно рассказывала здесь. В глазах викингов талант Браги вполне мог обеспечить ему билет в Асгард.
Нарам-Суэн
Владыка Аккада и Шумера, внук легендарного Саргона, Нарам-суэн носил титул царя четырех сторон света, как бы намекая на свою абсолютную власть. По примеру Гильгамеша учредил культ имени себя, хотя причины такого поведения неизвестны — обожествление земных властителей в Месопотамии вовсе не было массовым явлением в XXIII веке до нашей эры. Есть не слишком убедительная версия, согласно которой он исполнял роль бога во время ритуала священного брака с жрицей Иштар, которая воплощала богиню. Возможно, Нарам-суэн увлекся или стал исполняющим обязанности бога чисто символически.
Гуань Юй
Соратник знаменитого Лю Бэя, полководца и основателя царства Шу, популярный герой Эпохи Троецарствия, когда друг другу противостояли три китайских государства — Шу, Вэй и У. Прославленный военачальник Гуань Юй еще при жизни стал идеализированным героем народного фольклора, несмотря на то, что в конце концов попал в плен и был казнен вместе с сыном по приказу правителя царства У Сунь Цюаня. Уже в шестом веке нашей эры Гуань Юй почитали как бога войны, хотя официальная канонизация случилась через десять столетий под именем Гуань-ди. Его представляли человеком с красным лицом в зеленой одежде, его всюду сопровождали сын и оруженосец. А атрибутами бога был изобретенный им клинок гуань дао и исторический трактат «Цзо-чжуань». Позже тибетцы, монголы и буряты отождествили Гуань-ди с эпическим героем Гэсэром.
Хуа То
Гиппократ и Авиценна древнего Китая, Хуа То жил на закате империи Хань и был личным медиком главного министра Цао Цао. Тот впоследствии потерпит поражение от Лю Бэя и Сунь Цюаня, о которых я рассказывала выше. Кстати, среди пациентов Хуа То был и Гуань Юй. Медик принимал роды, лечил от паразитов и инфекций, изобрел свой рецепт анестезии — вино с коноплей — и был мастером иглоукалывания. Он регулярно облегчал головные боли Цао Цао, но однажды отлучился проведать больную жену и могущественный пациент, страдая от боли, в гневе приказал казнить искусного врача. Впрочем, репутация Цао Цао и до этого акта была злодейской. А Хуа То обрел бессмертную славу и статус бога медицины.
Тэндзин
Ученый и поэт IX века Сугавара-но Митидзанэ возглавлял единственный японский университет, выполнял дипломатические миссии, стал влиятельным министром при дворе императора Дайго в Киото. Но такой карьерный взлет вызвал раздражение могущественного аристократического клана Фудзивара. Благородные господа нашли союзников в лице среди чиновников, недовольных реформами Митидзанэ, и добились его ссылки на остров Кюсю, где он и умер. После его смерти на Киото обрушились тайфуны, ливни и грозы, сгорели некоторые дворцы семьи Фудзивара, молния ударила и в императорский дворец, а сыновья Дайго умерли от чумы. Как тут не поверить в проклятие разгневанного духа? Государь приказал возвести храм и почитать Сугавару как Тэндзина, который сначала был богом стихийных бедствий, но потом стал покровителем ученых, каллиграфов и поэтов. По сей день святилища Тэндзина пользуются успехом у школьников и студентов во время экзаменов. Так как Митидзанэ любил сливу, его изображают с цветущей веткой этого дерева.