С восьмого класса я ходил в шахматный кружок Дворца пионеров. Он недалеко от 7 школы, рядом с кинотеатром «Россия». Пришел уже «подкованный», с IV разрядом, который получил, решая задания журнала «Костер».
Как-то уже в университете, я заглянул в шахматный кружок. Сидят пятеро подростков лет 10–14. Двое мастера спорта, трое — кандидаты. Это чтобы вы понимали, что IV разряд — это посредственно: «игрок, который научился двигать фигуры». После него идет целая «лестница»: III, II, I, кандидат в мастера, мастер, мастер спорта международного класса, гроссмейстер, чемпион мира.
Нам давали неплохие уроки тактики и стратегии, но подросткам больше импонировала сама игра, особенно блиц. Ставили шахматные часы по 5 минут и устраивали круговой турнир. Руководителю это не нравилось, потому что несерьезно. А серьезные турниры устраивались нечасто, на разряд.
В кружке занималось десятка полтора постоянных учеников. Все парни, только одна девушка с необычным именем: Карина. Очень способная, круглая отличница, и в шахматах показывала отличные результаты. У нее было великолепное стратегическое чутье, поэтому она обыгрывала «мастеров короткой игры», типа меня. Начнешь с ней гамбит, пожертвуешь пешки ради атаки в надежде, что за короткое время она не справится с обороной. А Карина цепко ухватится за материал, выдержит атаку и успеет его реализовать в эндшпиле.
Думал, что я для нее мальчик для битья. Хотя много раз она говорила, что может научить обороняться. Да зачем мне оборона? Я нападающий! Да еще с учителем-девчонкой? Ответил, что и без ее помощи возьму следующий разряд.
После полугода занятий руководитель кружка организовал турнир на III разряд. Я тогда разрывался между разными увлечениями: киностудия, химия, шахматы, вольная борьба. На все времени не хватало.
В тот день я поехал в 11 школу для участия в химической вечеринке (см. историю Гремучий ляпис). Было много взрывов и веселья. И вдруг вспомнил, что на сегодня у меня турнирная игра по шахматам. Пока добежал до остановки троллейбуса, пока доехал до центра города, прошло более получаса. Запыхавшись, забегаю в кружок.
По правилам моя доска стоит, ход сделан, часы включены. У меня осталось 10 минут на всю партию. Соперница, как назло, Карина, у нее час в запасе.
Сажусь с перекошенным лицом, вздыхаю, пытаюсь остановить часы (т.е. признаю поражение).
— Если было больше времени, то выиграл бы!
Карина останавливает меня:
— Тебе так сильно нужен разряд?
— Конечно, ради чего тогда тренироваться?
— Это только игра. Ты из-за химии опоздал? (она знала, что я собрался поступать в вуз).
Я соглашаюсь. Тогда она останавливает часы. Я удивляюсь:
— Ты же сама не наберешь очков?
Она смотрит на меня, улыбается:
— В жизни есть более важные вещи.
— Что именно?
— Если ты это поймешь, я не буду переживать из-за поражения.
— Все равно ты не можешь сдаться, это не спортивно.
Подошел руководитель и подтвердил мои слова. Он аннулировал партию. Мы сыграли ее в другой день. Результат не помню. В самом деле, какая разница, 3 у тебя разряд по шахматам или 4? Если в погоне за цифрами не замечаешь ничего вокруг? Только тогда я это так и не понимал.
Все мои книги на Литрес