Найти тему
Dombusin.ru

Почему в южных штатах США потолок веранды и крыльца красят в голубой цвет

Традиционная архитектура южных штатов – дом с длинной верандой или большим крыльцом под крышей, где южане проводят вечерний досуг, сервируют семейный ужин или просто отдыхают, глядя на улицу.

И очень часто потолки у этих пристроек к дому выкрашены в голубой цвет, причем сам дом может быть при этом любого цвета, розового, желтого, белого.

-2

Южноамериканской традиции красить потолок входной группы в голубой более трехсот лет, она зародилась в среде ввезенных на плантации сельскохозяйственных штатов африканских рабов, но постепенно перетекла и в городские традиции белого населения. Утратив, при этом, свой изначальный смысл.

-3

Интересная вещь: голубой цвет, которым красят потолок над крыльцом или верандой имеет собственное название «Haint blue» (произносят «хинт блю»), причем это не какой-то конкретный оттенок голубого, а любой из бирюзово-мятно-голубых. Если тем же точно цветом выкрашен потолок в спальне, про него скажут «голубой», но у крыльца это будет цвет «хинт».

-4

Это связано с верованиями устойчивой и сохранившейся по наше время американской субкультуры бывших рабов, сами себя они называют «галла» (вероятно, от слова «Ангола», откуда вывезено 40% североамериканских рабов, но насчет точного происхождения слова лингвисты не договорились). Галла – работники плантаций прибрежных районов штатов Северная и Южная Каролина, Джорджия и Флорида, где на болотистых низменностях с 17 века выращивали рис и индиго.

Вместе с африканскими невольниками в Америку приехали возбудители лихорадки и малярии и отлично прижились на рисовых полях. Поэтому белые владельцы селились подальше от гиблых прибрежных низменностей, и черные рабы жили на плантациях в относительной изоляции от американской культуры, сохраняя и смешивая привезенные из Африки обычаи, традиции и духовные практики.

Джон Роуз "Старая плантация (рабы, танцующие на плантации в Южной Каролине)", ок. 1785-1795
Джон Роуз "Старая плантация (рабы, танцующие на плантации в Южной Каролине)", ок. 1785-1795

Конечно, всех рабов крестили, но, к примеру, даже в момент крещения галла одновременно ухитрялись произносить молитвы Иисусу и африканскому духу воды. И создали «худу» - «народную магию», целую систему верований, которая держалась в секрете от рабовладельцев.

Когда в 1861 году в США началась Гражданская война, белые плантаторы бежали со своих приморских и островных владений вглубь материка, чернокожие бывшие рабы частично тоже переселились, но многие остались. Их изоляция от «материковой» американской культуры только усилилась, поскольку плантации на век были заброшены из-за недостатка желающих работать в нездоровых условиях.

-6

Оставшиеся галла тихо жили в своей традиционной манере в сельской местности, пока к середине 20-го века не начался новый бум освоения бывших прибрежных болот – теперь уже как рекреационных территорий. Мягкий климат и близость моря сделали побережье и острова привлекательными территориями, и галла начали вытесняться белыми инвесторами. Так что сейчас галла, объявившие себя «коренными жителями», борются за сохранение своей «культурной идентичности», и вполне успешно, вплоть до того, что был принят специальный закон о сохранении субкультуры и ее креольского (гибридного) языка.

Кстати, «Сказки дядюшки Римуса» про братца кролика – типичный продукт культуры галла, с хорошо заметными африканскими корнями.

Дом-музей в Южной Каролине с голубыми ставнями, дверью и потолком над крыльцом
Дом-музей в Южной Каролине с голубыми ставнями, дверью и потолком над крыльцом

Так вот, в системе верований галла были распространены сказания о ночных злых духах «хинтах», которые преследуют людей, вторгаются в их жилища и могут нанести существенный вред, сильно напугать, наслать паралич или «заездить» как гоголевская панночка.

От призраков-хинтов помогал синий и голубой цвет – духи не любили воду и не могли ее пересечь, поэтому свои двери и ставни окон чернокожие рабы красили в голубой цвет. А голубой потолок над крыльцом обманывал духов, которые путали его с чистым небом и улетали сквозь него, вместо того, чтобы проникнуть в дом.

-8

Для того же пошла старинная афро-американская традиция развешивать на деревьях синие бутылки, духи застревают в них, и уже не могут вредить людям.

В 17-18 веках все жилища южноафриканских рабов, слышавших о призраках-хинтах, имели выкрашенные в голубой цвет потолки над крыльцом и голубые ставни. Благо растительный синий краситель был под рукой и в больших количествах – индигофера, бобовое растение, из листьев которой делали синий краситель, была одной из популярных культур на плантациях Южной Каролины.

Индигофера красильная
Индигофера красильная

Постепенно эта традиция перетекала во все более широкие слои населения, и вот уже и белые жители американского юга красят потолки своих террас в голубой. Про ночных духов они не в курсе, и не стали бы в них верить, но среди белых южан распространилось убеждение, что на голубых потолках не селятся осы. Вероятно, так оно и было, потому что в состав голубой краски входило много щелока.

То есть изначальный смысл голубого потолка оказался утерян, но название «хинт блю» сохранилось.

-10

Современные южане все так же охотно красят потолок веранды и крыльца в голубой, «потому что это красиво» и приятно смотреть, потому что бабушка делала так, и потому что с голубым потолком, по их мнению, в сумерках светлее.

Еще по теме:

Почему в Америке красят амбары в красный цвет