Традиционная архитектура южных штатов – дом с длинной верандой или большим крыльцом под крышей, где южане проводят вечерний досуг, сервируют семейный ужин или просто отдыхают, глядя на улицу.
И очень часто потолки у этих пристроек к дому выкрашены в голубой цвет, причем сам дом может быть при этом любого цвета, розового, желтого, белого.
Южноамериканской традиции красить потолок входной группы в голубой более трехсот лет, она зародилась в среде ввезенных на плантации сельскохозяйственных штатов африканских рабов, но постепенно перетекла и в городские традиции белого населения. Утратив, при этом, свой изначальный смысл.
Интересная вещь: голубой цвет, которым красят потолок над крыльцом или верандой имеет собственное название «Haint blue» (произносят «хинт блю»), причем это не какой-то конкретный оттенок голубого, а любой из бирюзово-мятно-голубых. Если тем же точно цветом выкрашен потолок в спальне, про него скажут «голубой», но у крыльца это будет цвет «хинт».
Это связано с верованиями устойчивой и сохранившейся по наше время американской субкультуры бывших рабов, сами себя они называют «галла» (вероятно, от слова «Ангола», откуда вывезено 40% североамериканских рабов, но насчет точного происхождения слова лингвисты не договорились). Галла – работники плантаций прибрежных районов штатов Северная и Южная Каролина, Джорджия и Флорида, где на болотистых низменностях с 17 века выращивали рис и индиго.
Вместе с африканскими невольниками в Америку приехали возбудители лихорадки и малярии и отлично прижились на рисовых полях. Поэтому белые владельцы селились подальше от гиблых прибрежных низменностей, и черные рабы жили на плантациях в относительной изоляции от американской культуры, сохраняя и смешивая привезенные из Африки обычаи, традиции и духовные практики.
Конечно, всех рабов крестили, но, к примеру, даже в момент крещения галла одновременно ухитрялись произносить молитвы Иисусу и африканскому духу воды. И создали «худу» - «народную магию», целую систему верований, которая держалась в секрете от рабовладельцев.
Когда в 1861 году в США началась Гражданская война, белые плантаторы бежали со своих приморских и островных владений вглубь материка, чернокожие бывшие рабы частично тоже переселились, но многие остались. Их изоляция от «материковой» американской культуры только усилилась, поскольку плантации на век были заброшены из-за недостатка желающих работать в нездоровых условиях.
Оставшиеся галла тихо жили в своей традиционной манере в сельской местности, пока к середине 20-го века не начался новый бум освоения бывших прибрежных болот – теперь уже как рекреационных территорий. Мягкий климат и близость моря сделали побережье и острова привлекательными территориями, и галла начали вытесняться белыми инвесторами. Так что сейчас галла, объявившие себя «коренными жителями», борются за сохранение своей «культурной идентичности», и вполне успешно, вплоть до того, что был принят специальный закон о сохранении субкультуры и ее креольского (гибридного) языка.
Кстати, «Сказки дядюшки Римуса» про братца кролика – типичный продукт культуры галла, с хорошо заметными африканскими корнями.
Так вот, в системе верований галла были распространены сказания о ночных злых духах «хинтах», которые преследуют людей, вторгаются в их жилища и могут нанести существенный вред, сильно напугать, наслать паралич или «заездить» как гоголевская панночка.
От призраков-хинтов помогал синий и голубой цвет – духи не любили воду и не могли ее пересечь, поэтому свои двери и ставни окон чернокожие рабы красили в голубой цвет. А голубой потолок над крыльцом обманывал духов, которые путали его с чистым небом и улетали сквозь него, вместо того, чтобы проникнуть в дом.
Для того же пошла старинная афро-американская традиция развешивать на деревьях синие бутылки, духи застревают в них, и уже не могут вредить людям.
В 17-18 веках все жилища южноафриканских рабов, слышавших о призраках-хинтах, имели выкрашенные в голубой цвет потолки над крыльцом и голубые ставни. Благо растительный синий краситель был под рукой и в больших количествах – индигофера, бобовое растение, из листьев которой делали синий краситель, была одной из популярных культур на плантациях Южной Каролины.
Постепенно эта традиция перетекала во все более широкие слои населения, и вот уже и белые жители американского юга красят потолки своих террас в голубой. Про ночных духов они не в курсе, и не стали бы в них верить, но среди белых южан распространилось убеждение, что на голубых потолках не селятся осы. Вероятно, так оно и было, потому что в состав голубой краски входило много щелока.
То есть изначальный смысл голубого потолка оказался утерян, но название «хинт блю» сохранилось.
Современные южане все так же охотно красят потолок веранды и крыльца в голубой, «потому что это красиво» и приятно смотреть, потому что бабушка делала так, и потому что с голубым потолком, по их мнению, в сумерках светлее.
Еще по теме: