Найти тему
Ирина Адамова

Сказки для взрослых мудрого волшебника Евгения Шварца.

Совсем не в сказочные времена жил в городе Петербурге мудрый сказочник, который перекладывал на новый лад известные каждому ребенку и взрослому старые сказки. Правда, в это время город уже носил имя Ленинград в честь первого вождя нового государства с непонятным названием СССР, а сказки приобрели иное звучание. Звали сказочника Евгений Шварц, и было это около ста лет назад, что с точки зрения истории можно считать совсем небольшим периодом.

В Петроград двадцатипятилетний Шварц попал с маленькой труппой ростовского самодеятельного театра и остался здесь навсегда. Этот город был его давней мечтой, он стремился в него много лет. А привела его сюда русская литература, потому что для него, южанина и провинциала, Петроград был, прежде всего, городом Пушкина, Гоголя, Достоевского.

Спустя несколько лет Шварц начинает работать в Детском отделе Госиздата, который возглавлял Самуил Яковлевич Маршак. Здесь, в атмосфере юмора и веселья, зарождалась детская литература. От шуток, пародий и розыгрышей хохотал весь шестой этаж дома бывшей компании «Зингер» на Невском проспекте, 28. При детском отделе издавались два журнала: «Чиж» (для самых маленьких) и «Еж» (для детей постарше). Во второй половине двадцатых годов вышла в свет стихотворная сказка Шварца «Степка-растрепка и Погремушка». «Вдруг в литературе возник человеческий голос, мягко, но настойчиво изобличающий грязь, лицемерие, жестокость и говорящий о красоте доброты». Так начиналось формирование Евгения Шварца как писателя.

Около 20 лет Шварц с супругой жили на канале Грибоедова рядом с Невским проспектом в крошечной двухкомнатной квартирке площадью 23 кв. метра. Однако это вовсе не смущало сказочника, и ему прекрасно работалось в восьмиметровом кабинете. Здесь им были созданы известные пьесы «Тень», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо», «Дракон», сценарий к фильму «Золушка».

Последние три года мудрый сказочник прожил на Петроградской стороне недалеко от крепости, основанной волей великого реформатора Петра I, на Малой Посадской улице. Окна его квартиры выходили к карнизу с массивными колоннами. «Живу как в Афинах, посмеивался Шварц. – Вы не видели меня утром? В сандалиях, в тоге, со свитком в руках, украшенный лавровым венком, я шествовал между колоннами и спорил с киниками из «Ленфильма», имя же им – легион».

-2

На доме установлена мемориальная доска доброму сказочнику с цитатой «У нас такие тайны – обхохочешься». Первоначальная идея памятника „Тень” принадлежала писателю Эдуарду Успенскому. Молодым скульпторам, студентам Академии художеств, удалось создать великолепное произведение, соединив мемориальную доску из черного габбро (магматическая горная порода) «с трепетным силуэтом «Тени» из темной патинированной бронзы с развевающимся золотым плащом».

В творческой биографии писателя судьбоносную роль сыграл главный режиссер Ленинградского театра комедии Николай Акимов. Он начал активно сотрудничать с Е. Шварцем, ставшим, по общему признанию, «душой театра». Спектакли по мотивам его пьес «Тень» и «Дракон» положили начало новому сценическому жанру – философской сказке для взрослых.

Акимов так вспоминал о процессе работы над сценарием пьесы «Тень»: «После долгого выбора темы для «взрослой» пьесы (за это время Шварц написал несколько пьес для детей) я предложил ему продолжить опыт обращения к Андерсену и взять коротенькую сказку – «Тень», которую я всегда очень любил. Дней через десять после этого разговора он прочитал написанный залпом и почти без переделок первый акт – самый блестящий в этой пьесе. Окончание работы – второй и третий акты – заняло много месяцев. Это положило начало нашему постоянному спору со Шварцем. Он категорически не признавал составления предварительного плана пьесы, говоря, что это его стесняет и лишает вкуса к работе, что это – французский способ, а он – русский драматург. Обвинял меня в пристрастии к французам, а французов в том, что они едят лягушек! И как бы он ни был прав в своей позиции – свободного полета не обремененной планом фантазии у него всегда хватало на первые акты, которые действительно получались замечательно, после чего неизменно начиналось композиционные мучения, в которых уже и театру, и режиссеру приходилось посильно принимать участие. Но все же в 1940 г. «Тень» появилась на сцене Театра комедии и была сразу признана и зрителями, и критикой и начала свою длительную жизнь на мировой сцене».

По сценариям Шварца снято 15 отечественных фильмов, не считая мультипликационных. Он является автором воспоминаний, которые сам создатель шутя называл «Ме» («Телефонная книжка», «Живу беспокойно»). Писатель умел приблизить к читателю волшебный мир сказок, превратив его в мир реальных чувств, мыслей, образов, полностью захватывающий наше внимание и симпатии. Евгений Шварц завершает авторский вариант всем известной сказки «Золушка» такими словами: «Когда-нибудь спросят: а что ты можешь предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым». Ведь история Золушки – это судьба маленького и беззащитного существа, которое за свои тяжелые испытания вознаграждается по заслугам. А рассуждения простого трактирщика из сказки «Обыкновенное чудо» неожиданно превращаются в философский монолог о смысле жизни: «Я сам вырастил лозу, сам давил виноград, сам выдержал вино в своих подвалах и своими руками подаю его людям. Я все делаю сам. В молодости я ненавидел людей, но это так скучно! Ведь тогда ничего не хочется делать, и тебя одолевают бесплодные печальные мысли. И вот я стал служить людям и понемножку привязался к ним… Я считаю, что трактирщик выше, чем Александр Македонский. Тот людей убивал, а я их кормлю, веселю, прячу от непогоды. Конечно, я беру за это деньги, но и Македонский работал не бесплатно».

Кадры из фильма "Золушка":

-3
-4
-5

-6
-7
-8

Ряд пьес Е. Шварца можно выделить в особый блок. Это пьесы, в которых сказка становится формой изложения принципиальных взглядов автора. Сказка-памфлет, сказка-притча, которая становится орудием в борьбе за человеческое достоинство, за простые человеческие чувства, за человеческое в человеке. Тема гуманизма как единственно достойного способа существования проходит через целую серию произведений писателя: «Голый король» (1934), «Снежная королева» (1938), «Тень» (1940), «Дракон» (1943).

В пьесе «Тень» Шварц вновь обращается к Андерсену, но при этом принципиально перерабатывает его «философскую» сказку, показывая борьбу творческого начала и бесплодной окостеневшей системы, подвижничества и потребительства. В произведении есть люди, которые, на первый взгляд, не совершают зла, но именно благодаря им это зло растет, крепнет, приобретает силу и власть. В истории часто бывают моменты, когда «овладение искусством пожимать плечами», самоустранение и позиция невмешательства оборачиваются соучастием в преступлении. Европа сороковых годов убедилась в этом в реальности. Сначала фашизм не принимали всерьез, потом пожимали плечами и ждали, что это безумие вот-вот закончится, а в конце концов покорно маршировали под барабаны и приветствовали очередного фюрера.

Кадры из фильма "Тень":

-9
-10
-11
-12
-13

Хотелось бы вспомнить Бруно Ясенского с его знаменитыми словами: «Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей, в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных, они молчат, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство». Шварц предостерегал людей от равнодушия, от стремления спрятаться от опасности, уйти от трудных решений. В том, что правят драконы и дракончики, виноваты прежде всего те, кто прекрасно изучил искусство пожимать плечами и смотреть на все сквозь пальцы.

Мудрый сказочник Евгений Шварц удивительно близок и понятен нам сегодня. Литературный сценарий по роману Сервантеса «Дон Кихот» вобрал в себя все лучшее, что писатель ценил в людях. В словах Дон Кихота нам слышится голос самого Шварца, неутомимого человеколюбца и замечательного писателя: «Сражаясь непрестанно, доживем мы до золотого века. Обман, коварство и лукавство не посмеют примешиваться к правде и откровенности. Мир, дружба и согласие воцарятся на всем свете. Справедливость уничтожит корысть и пристрастие. Вперед, вперед, ни шагу назад!».

-14

Акимов, знавший Шварца как никто другой, писал о нем: «На наше счастье, он оказался не просто волшебником, а добрым и умным волшебником, и, проделав путешествие в его сказочный мир, мы всегда возвращаемся, поняв что-то, чего не понимали, подумав о многом таком, о чем всегда не хватало времени подумать, и немного более склонные к хорошим поступкам, чем обычно. Во всех своих пьесах (а Шварц написал их около двадцати пяти) он говорит об одном: о любви к людям и о неминуемом торжестве доброго над злым. И не потому ли Шварц так охотно обращался к героям и ситуациям старых сказок, что, в сущности, все они – от народных безымянных творений до сказок великого Андерсена – доказывали то же самое».

Ссылки на статьи автора:

1. Статья о Борисе Акунине: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/shestidesiatipiatiletnii-pisatel-boris-akunin-polon-tvorcheskih-idei-6128cec61ce1a96948d5bd34

2. Статья о Ф.М. Достоевском: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/sekret-obaianiia-dostoevskogo-60ec167b79b59675f104a595

3. Статья о Вадиме Шефнере: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/imia-dlia-pticy-vadim-shefner-605c7b897271d71bc00e90ce