Казалось бы, фильмы дают вполне себе правильные посылы. Но есть один момент, переворачивающий все с ног на голову.
Раньше режиссеры снимали фильмы, так как хотели сказать людям что-то сущностное и от себя. Тарковскому и Феллини было что сказать, и они это говорили от своего имени.
Сейчас подавляющая часть фильмов, а тем более фильмов популярных – это некий заказ. Режиссер выполняет этот заказ и редко кто говорит от себя. По крайней мере, это на 99% относится к средней руки голливудским блокбастерам.
А Голливуд на 100% пропитан спецслужбистскими играми. Ибо это отличный инструмент распространения идей: от пропаганды ЛГБТ до демонизации отдельных стран и народов.
«Одержимость» (это который про барабанщика) и «Мирный воин» (который про гимнаста) - это те самые средней руки голливудские блокбастеры. И на первый взгляд фильмы вполне себе достойные, так как в них:
- нет ничего явно расчеловечивающего,
- показано преодоление себя, преодоление человеком барьера невозможного.
В современном мире есть большие проблемы с целеполаганием. Конфликта идеологий (явного конфликта) нет и с большими целями как-то не очень. Все борются за свои или чужие права и повышение уровня жизни, но мало кто озадачен условным покорением Марса.
И в этом смысле два данных фильма вполне себе отвечают задаче направить молодых людей в какое-то конструктивное русло. Работы с собой, над собой, серьезном преодолении неких барьеров и т.д. В этом и заключается человек – он должен расти, к чему-то стремится, преодолевать невозможное.
Главный вопрос – ради чего? И вот здесь появляется некоторая затыка. В фильмах не обозначены какие бы то ни было высокие цели. Например, поднять престиж страны. Что было бы логично. Или дать человечеству что-то новое и ценное. Этого нет, а обоснование стремлений молодых людей заключается по сути в том, чтобы «стать круче других».
Но когда цель «стать круче всех» становится самоцелью и не строится на чём-то общественном, патриотичном – это сильно отдает… ницшеанским сверхчеловеком. Тем, которого, напомню, взяли в свою идеологию фашисты.
По словарю Ушакова сверхчеловек определяется как «идеал человека, для которого всё заключается в том, чтобы обеспечить полное развитие только своей личности и считающего подчинение себя какой-нибудь общественной цели пошлым и презренным».
В фильмах нет явного отрицания подчинения общественной цели, эта тема просто обходится стороной. Но обеспечение полного развития только своей личности – во всей красе.
Получается, что попытка направить молодого человека в конструктивную работу над собой, при отсутствии больших идей, превращается в нечто сомнительное. Ты становишься просто самым сильным в общей грызне конкуренции грызне. В условиях действия двух принципов – «борьба всех против всех» и «человек человеку волк» - ты становишься самым сильным волком. И все.
И это та оборотная сторона этих, казалось бы, прекрасных жизнеутверждающих фильмов.