Найти в Дзене
Дневник альтиста

Бах-жив!

Иоганн Себастьян Бах- отдельная вселенная, он не только сам оставил огромное наследие, его творчество повлияло абсолютно на всех композиторов, чьи произведения звучат сейчас в концертных залах. Бах- целая эпоха: барокко- единственный период в музыкальной истории, который имеет четкие границы, и он закончился именно со смертью Баха в 1750 году. Бах разнообразен, его музыка может быть и невероятно светлой, и глубоко трагичной, он обращается ко всем известным в то время жанрам. Иоганн Себастьян Бах одинаково гениально пишет как мессы для огромных хоров, сопровождаемых оркестром, так и для инструментов соло. И в наши дни музыка Баха остается актуальной: в музыкальных учебных заведениях произведения Баха составляют обязательную программу, концерты, где звучит его музыка, собирают полные залы. Удивительно, что долгое время после смерти произведения Баха были почти забыты, его заново открыл для нас представитель уже другой эпохи, романтизма- Феликс Мендельсон. К сожалению, для альта не нап

Иоганн Себастьян Бах- отдельная вселенная, он не только сам оставил огромное наследие, его творчество повлияло абсолютно на всех композиторов, чьи произведения звучат сейчас в концертных залах. Бах- целая эпоха: барокко- единственный период в музыкальной истории, который имеет четкие границы, и он закончился именно со смертью Баха в 1750 году. Бах разнообразен, его музыка может быть и невероятно светлой, и глубоко трагичной, он обращается ко всем известным в то время жанрам. Иоганн Себастьян Бах одинаково гениально пишет как мессы для огромных хоров, сопровождаемых оркестром, так и для инструментов соло.

И в наши дни музыка Баха остается актуальной: в музыкальных учебных заведениях произведения Баха составляют обязательную программу, концерты, где звучит его музыка, собирают полные залы. Удивительно, что долгое время после смерти произведения Баха были почти забыты, его заново открыл для нас представитель уже другой эпохи, романтизма- Феликс Мендельсон.

К сожалению, для альта не написано сольных произведений, тем не менее альтисты играют как виолончельные сюиты, так и скрипичные партиты.

Баховские виолончельные сюиты имеют одинаковое строение: открывающая прелюдия, раскрывающая характер последующего материала, аллеманда (танец эпохи Возрождения, распространенный и в эпоху Барокко), куранта (французский танец), сарабанда (испанский танец, часто имеющий трагический характер и сопровождающий похоронное шествие), два танца (менуэт, гавот или бурре) и жига (быстрый танец английских моряков).

Они были написаны в Кётенский период, в это время были созданы фундаментальные сочинения светской камерной музыки. Это было относительно спокойное время: работа не отнимала много времени, поэтому Бах смог посвятить себя творчеству.

Шесть сюит. Их характеры чередуются: от светлой и жизнерадостной первой сюиты, где даже сарабанда звучит не как траурное шествие, а лишь как монолог-размышление о жизни, в которой и бывают трудности, но свет побеждает, к скорбной второй сюите, написанной в темной тональности ре-минор. Но самой трагичной, пожалуй, является пятая сюита. Скорбь и беспросветность, выраженная в тяжелых гармониях аккордов почти не оставляют надежды, но затем была написана мажорная жизнеутверждающая шестая сюита, которую завершает активная и радостная жига.

Бах, писавший вокальную музыку, помог и инструментам раскрыть свой уникальный тембр, и, зная технические их возможности, смог ввести полифоническую линию в свою музыку. Лучшие виолончелисты делали записи этих сюит, среди них- М. Л. Ростропович, Д. Б. Шафран, Йо-Йо Ма.

Я слушаю записи Ростроповича, но, возможно, вы отдадите предпочтение другому исполнителю. Слушайте и наслаждайтесь!