Найти тему
Городские Сказки

Гостеприимство

«Если в двери постучал гость, предложите ему войти».

Димка хмыкает: что за подозрительные вампирские происки? — и щелчком мышки скрывает баннер. Мгновение спустя жалеет: эх, надо было кликнуть, любопытно же! Но кто сказал, что по ссылке ждал сайт, а не какой-нибудь хитрый вирус?

Предложите войти — вот так придумали! Больно надо абы кого к себе впускать! Впрочем, давным-давно никто не стучал в дверь и даже в домофон не звонил, тут при всём желании не впустишь; как ты скучна, жизнь...

Вздохнув, Димка потирает уставшие глаза. Время — три, скоро в окна польётся рассвет. Ещё с час посидеть над рефератом или забить и пойти спать? Не отрубиться бы на одной из завтрашних лекций, вот будет номер!

А всё-таки что же пряталось за тем баннером?

***

— ...Если в двери стучал гость, его следовало впустить и, как говорится, накормить, напоить и спать уложить. Ведь никогда не знаешь, кто может скрываться под маской незваного гостя. Вдруг своим пренебрежением разгневаешь какое-нибудь могущественное божество?

Димка, вздрогнув, хлопает глазами: какой гость, что за?.. А, нет, всё в порядке: лекция ж про гостеприимство в мифологии, а он, дурак, задремал и совершенно из реальности выпал. Надо было в три ложиться, а не реферат терзать, всё равно дедлайн на неделю сдвинули...
Но даже если бы не задремал — как тут не вздрогнуть! Снова какой-то неожиданный «гость»: то баннер вылез, то вот лекцию читают — сговорились, что ли? Или это... чёрт, как же оно называется, когда... В общем, запомнил гостя, которого надо впустить, — и, что бы теперь ни сказали, непременно за него уцепишься.

— Благодарное божество может чем-то одарить, а зловредный дух не устроит пакости, уйдёт с миром.

Почесав кончиком ручки переносицу, Димка с ухмылкой выводит в тетради: «Если пришёл гость, впусти его — и будет тебе счастье». И, посчитав это единственное предложение вполне передающим суть лекции, снова проваливается в дрёму.

Бывают же совпадения! Интересно, а в третий — волшебный — раз гость откуда-нибудь появится?

***

— О, поглядите-ка, долгожданный гость!

«А вот и третий», — хмыкает Димка, запирая дверь. Хотя удивляться нечему: родители всегда называют долгожданным гостем. И как мог забыть?

— А мы с папой как раз гадали, когда же ты к нам заглянешь. Ну давай, руки мой — и на кухню, будем ужинать.

«Всё как положено, — Димка с ухмылкой вешает на крючок куртку. — С порога сразу за стол, небось ещё и посадят по центру — то есть на лучшем месте; а я им взамен подарок — вафельный торт...» Тьфу ты, что такое с этим гостеприимством проклятым, зачем оно привязалось: третий-то раз на случайность не списать?..
А когда он, усаживаясь поудобнее, задевает локтем вилку — только фырканье вырывается: кто бы сомневался.

— К гостям! — многозначительно подняв палец, замечает папа.

«А то ж я не знаю», — вздыхает Димка. Вытирает вилку о край футболки и мотает головой: ни о каких гостях мир не пытается сказать, это феномен Баадера — Майнхоф, верно? После той лекции нагуглил и запомнил, чтобы сложным учёным названием себя успокаивать. Не то чтобы срабатывало, но надо продолжать, и однажды непременно поможет.

Или...
И как раньше не подумал? Наверняка всё дело в дурацком баннере и неуёмном любопытстве: не даёт покоя тот сайт! Отыскать его, взглянуть, что там, — и гости сразу отстанут.
Придёт домой — и немедленно займётся.

А дома происходит какая-то ерунда: ни один поисковик не знает такого сайта! Димка уж как только ни вбивает фразу про гостя, но всё, что удаётся найти, — статьи о проклятом гостеприимстве в мифологии и русских сказках да ещё кучу советов, как развлечь гостей на празднике. Если же кавычки проставить — и вовсе никаких результатов нет.

Чертыхнувшись, Димка пробегается по истории браузера за последние два дня, но нигде не всплывает знакомый баннер. Неужели померещилось сонным глазам — и убедил себя, будто мир про гостей кричит? Ну молодец, ну герой! Жизнь, видите ли, скучной показалась, так отчего б нервы не потрепать?

«Как будто я нарочно!» — огрызается Димка. И, плюнув, идёт спать, чтобы мозги перезагрузились и запихали гостей куда-нибудь в дальний и пыльный угол к давно забытым вещам. Хватит, надоело.

...А вот бы всё-таки это было не просто так, а?

***

День начинается как обычно: трижды отложенный будильник, попытка одновременно натянуть джинсы и прожевать бутерброд (удачная, между прочим!) — и бег через дорогу на красный, чтобы успеть на подошедший автобус.
Вот только в салон Димка не попадает — бросается в лицо рекламный баннер «Ждёте гостей?» — чуть искры из глаз от такого столкновения не летят! И пока Димка потирает словно бы ушибленный лоб — автобус, прошипев что-то про тугодумов и тормозов, уезжает. Да чтоб вас всех!
Теперь надо ждать следующий, и тут уж как ни беги, а на лекцию опоздаешь. Может, ну это всё? В университете переживут денёк без его сонной рожи; а он заберётся под одеяло, досмотрит сны, которые не досмотрел...

Но дома, вместо того чтобы лечь в кровать, Димка включает компьютер и вбивает в поисковик, ни на что не надеясь: «Жду гостей».
Результаты, конечно, предсказуемы: рецепты на скорую руку, стихи, что-то о правописании — в общем, ничего интересного. Но... в уголке экрана мелькает знакомый баннер: «Если в двери постучал гость...». И Димка, затаив дыхание, немедленно кликает.

В новой вкладке открывается сайт — но что это за розыгрыш? Ни названия, ни навигации, вся страница исписана одной-единственной фразой: «Если в двери постучал гость, предложите ему войти. Если в двери постучал гость, предложите ему войти. Если в двери постучал гость...»

Зажмурившись, Димка трясёт головой — от повторов аж в глазах рябит — и, вздохнув, закрывает вкладку. Удовлетворил любопытство — и что же, помогло? Не будут больше со всех сторон про гостей твердить?
«Феномен Баадера — Майнхоф, — напоминает себе Димка. — Какой-то дурак пошутил, сделав странный сайт, а ты вцепился, как ненормальный, во фразу про гостей. Да там что угодно могли написать — и чудилось бы, что мир о другом сказать пытается. Не сошёлся свет клином на гостях, успокойся!»

Помассировав виски, Димка ставит чайник.
И в этот момент в дверь стучат.

«Это соседи, — уверяет себя Димка. — Абсолютно точно соседи, никто другой это быть не может». На цыпочках подкрадывается к двери и прижимается к глазку. Только бы сердце бешеным стуком не выдало!

Незнакомец, оглядывающийся у квартиры, не похож ни на дядю Васю, ни, тем более, на тётю Любу. К тому же он в пальто — а значит, не какой-нибудь другой сосед, явно с улицы пришёл. Как, интересно, в подъезд попал, неужели звонил во все квартиры подряд, пока не впустили?
Открыть или не стоит? Эх, была бы цепочка, чтобы в щёлочку выглянуть да спросить, кто такой: через дверь кричать невежливо... Распирает же от любопытства, как бы руки ни тряслись!

Незнакомец стучит ещё раз — что ему надо? Или, может, это кто-нибудь из ЖЭКа? Ну да, точно! Двести лет не смотрел на доску объявлений, вдруг пришли проверить газ, счётчики и прочую ерунду? А что в пальто — ну так кто работникам ЖЭКа красиво одеваться запретит?..
Любопытство перевешивает желание притвориться, что «взрослых нет дома», — и Димка отпирает дверь.

— Здрасьте.
— Здравствуй, — кивает незнакомец. И... молчит? А разве не должен представиться и рассказать, по какому поводу заглянул? Или он вовсе не из ЖЭКа?

Стук сердца даже мысли заглушает: зачем открыл, зачем? Скрестив пальцы на удачу, Димка нарочито небрежно интересуется:
— А вы кто такой?
Незнакомец приподнимает уголки губ:
— Гость, — и дрожь когтями царапает вдоль позвоночника.

Хотел, чтобы всё было неспроста?..
Это, значит, надо его впустить? Да какого...
А что будет, если не впустишь? Ну вот что, что он сделает?

— Если в двери постучал гость... — склонив голову набок, негромко напоминает незнакомец.
Сердце из горла ныряет в пятки.
Захлопнуть дверь, спрятаться в комнате, вызвать полицию!..
— ...предложите ему войти, — покорно заканчивает Димка. И отступает в глубь прихожей.

***

«Меня загипнотизировали, — кусает губы Димка, сцепив пальцы в замок за спиной. — То ли этот самый гость, то ли все дурацкие напоминания, что гостей принято впускать и угощать. Иначе почему я до сих пор не вызвал полицию?!»

Зачем-то разрешил переступить порог, разуться и снять пальто. Зачем-то предложил тапочки и провёл на кухню. Зачем-то налил чаю и высыпал в вазочку печенье.
Вот именно, зачем? Сам не может объяснить.
Этот гость, наверное, из цыган: они мастера вытягивать деньги, почему бы на чай не напроситься? Да только не похож: белокожий, глаза стальные, волосы — соль с перцем... Или цыгане бывают разные? Или это вовсе не внешность, а состояние души?
Да и кто мешает не цыгану освоить гипноз?

Но разве можно загипнотизировать весь мир — чтобы он, зараза такая, про гостей повторял? Или мир — так, смешное совпадение?

«Возьми и скажи: всё, хватит, уходите! — скрипит зубами Димка. — Ты здесь хозяин, ты имеешь право выставлять вон тех, кто тебе не нравится!»
А так ли уж не нравится гость? Наглый — да, безусловно; и кто б сказал, чего от него ждать. Но если на секундочку об этом забыть — не такой уж неприятный; да и будет, чем одногруппников удивить: ребят, прикиньте, ко мне завалился мужик-гипнотизёр и чаи гонял!
Нет, что значит «на секундочку забыть»?!

Надо взять себя в руки и что-нибудь сделать, сколько можно быть тряпкой?

Гость безмятежно отпивает чай и с улыбкой оглядывает Димку с ног до головы.
— А ты хороший мальчик, умеешь быть гостеприимным. Проси чего хочешь.

Мгновенно пересыхает во рту: т-то есть как это «проси», что он имеет в виду?..
Димка глупо хлопает глазами:
— В смысле... Как у джинна, что ли?

А гость смеётся — громко, от души:
— Почти! Но у джиннов есть правила, а у меня — нет. Я же гость — читал сказки-то?

«Благодарное божество может чем-то одарить...» Так этот мужик — не мужик, в смысле не человек? Ай, да к чёрту, кем бы он ни был! Такой шанс выпадает раз в жизни! Что ж загадать?

— Прямо... что угодно можно? — помявшись, уточняет Димка. — И оно без... ну, хитростей?
— Что угодно, — кивает гость, — но одно. И да, без подводных камней, никаких коварных трактовок не в твою пользу.

«Смотри, сколько классных вещей ты можешь пожелать! — шепчет внутренний голос. — Хватит вопросов, загадывай, ну!» Но Димка закусывает губу и обнимает себя за плечи:
— А... почему я? Почему вы пришли именно ко мне? Разве кому-нибудь другому... не нужнее?

Озадаченно хмыкнув, гость берёт из вазочки печенье; какое-то время вертит его перед глазами, будто размышляя над ответом, — и, откусив кусочек, разводит руками:
— Слепой случай. Нет избранных и не избранных, чудо может случиться со всяким — ты ведь не будешь отрицать, что это чудо?..

Раз уж чудо случилось с ним — надо подумать об остальных, с кем оно не случилось, верно?
Вылечить всех больных — а не будет ли перенаселения?
Избавиться от бедности — но хватит ли ресурсов?
Когда за весь мир берёшься решать — получится ли без подводных камней обойтись, что бы ни обещали?..
Значит, забыть про остальных и пожелать себе... успешной сдачи всех зачётов и экзаменов? Бесконечного везения? Кучи денег? Тьфу ты, какие глупости! Гость-то ничего не скажет, да самому от себя противно.

Димка оглядывается беспомощно, потирает лоб — и посмеивается:
— Будь вы джинном, я бы пожелал вашей свободы. Но вы, кажется, и так свободны?.. — Гость, приподняв брови, медленно кивает, и Димка продолжает: — Тогда останьтесь, пожалуйста, на ещё одну чашку чая. Вот моё желание.
— И это ровно то, чего ты хочешь от жизни? — с улыбкой уточняет гость.
— Я много чего хочу, — возражает Димка. — Но глупо встретить чудо и испачкать этот момент мыслями о... всякой ерунде, — помотав головой, он пожимает плечами. — Может, потом я об этом пожалею. Но пока пусть чудо в вашем лице останется со мной ещё на несколько минут.
— Да будет так, — соглашается гость. Поднимается с табуретки и, приблизившись, снисходительно треплет по волосам. — Какой ты юный и наивный...

Как ни странно, это ни капли не раздражает, но Димка, насупившись, хмыкает:
— Это плохо?
— Это констатация факта, не больше и не меньше. Но, скажу по секрету, — он подмигивает, — чудо в моём лице такое одобряет.

***

Когда гость уходит, Димка долго возит по столу его грязной чашкой. Вот оно, значит, как, случайности не случайны? И мир, получается, всё-таки настойчиво предупреждал: грядёт чудо, не будь дураком, не упусти?

А кое-что другое всё равно упустил: шанс расспросить, кто такой этот гость, почему предлагает исполнить желание и что, в конце концов, загадывают другие... Дурак, как есть.
Или просто нерешительный? Мялся, кусал губы, поглядывал исподлобья, не зная, с чего начать — и ответят ли вовсе: просил остаться на чай, а не развеять скуку и любопытство удовлетворить. А потом гость отставил чашку — и стало поздно о чём-либо спрашивать.
Эх, заглянул бы он ещё разок! Можно ли привлечь — и чем? Или достаточно готовности встретить как полагается?

— Если в двери постучал гость, предложите ему войти, — вслух повторяет Димка. И, усмехнувшись, прибавляет: — И не забудьте приготовить чай и печенье, а то чем же вы будете его угощать?..

Автор: Ирина Иванова