Найти тему
Слон

Симметрия, яркие цвета и Билл Мюррей: с чего начинать смотреть Уэса Андерсона

Оглавление

Уэс Андерсон- самый стильный и аутентичный режиссер современности. Могу поспорить, что если вы видели хоть один фильм его авторства, то без проблем узнаете остальные, ведь их стиль цепляет глаз в самом хорошем смысле. Прежде чем беспамятно влюбиться в гения на премьере фильма "Французский вестник" в кино, разберемся, что такое "стиль Уэса Андерсона", и вспомним лучшие фильмы режиссера.

Уэс Андерсон
Уэс Андерсон

1. Биография

Уэс Андерсон родился 1 мая 1969 года в городе Хьюстон, Техас, США. Он с детства мечтал стать писателем, но при этом любил брать отцовскую камеру и снимать немые короткометражки с участием братьев и друзей. В студенческие годы подрабатывал киномехаником (тем самым дядькой в окошке позади кинозала, который следит за работой кинопроектора). Его соседом по комнате был Оуэн Уилсон, ныне популярный американский актер. Вместе с Оуэном и его братом, Люком Уилсоном, Уэс снимал свои первые работы: короткометражный и полнометражный фильмы "Бутылочная ракета" (1996), которые, увы, провалились в прокате. События из детства, школьной и университетской жизнях Уэса получили отголоски во многих его фильмах.

Уэс Андерсон вдохновлялся работами Романа Полански, Стивена Спилберга, Альфреда Хичкока, Мартина Скорсезе, Уориса Хуссейна, Эрнста Любича, Питера Богдановича, Франсуа Трюффо и Жана-Люка Годара.

"I think the way I think about shooting scenes and staging scenes is influenced very much by Roman Polanski and by his films and the way he does that, which is very particular".

— Wes Anderson

Мне кажется, на мое представление о том, как ставить и снимать сцены очень сильно повлияли фильмы Романа Полански, то, как он их снимает, это нечто особенное.
-Уэс Андерсон

Уэс Андерсон, Люк и Оуэн Уилсоны
Уэс Андерсон, Люк и Оуэн Уилсоны

2. Что делает фильмы Уэса Андерсона узнаваемыми

Секрет стиля Уэса Андерсона прост: на съемочной площадке он одновременно и художник, и писатель, и режиссер, поэтому его фильмы так похожи на ожившие иллюстрации из книги.

1. Стиль

Стиль Уэса Андерсона-это сам Уэс Андерсон.

Повествование в фильмах Андерсона по большей части визуально: мизансцена рассказывает историю не хуже, чем обычные диалоги. На экране Уэс Андерсон создает свой необычный мир, полностью сотканный из его воображения. Автор буквально растворяется в каждом кадре своей картины, поэтому его фильмы имеют особый, неповторимый стиль.

Симметрия, центрирование, красочная цветовая палитра (индивидуальная для каждой картины)- три кита, на которых держится черепаха визуала Андерсона, о которых не знает только ленивый.

Еще один “знак отличия” автора-ряд операторских приемов, неизменно кочующих из картины в картину. Вообще он не любит “отдаляться”, поэтому использует преимущественно средний и общий планы, а также экспериментирует с разного рода панорамами. В каждом фильме Андерсона найдется: А. хотя бы один крупный верхний план. Б. дополнительные рамки, через которые мы видим актеров, например, окна. В. бумажные письма, открытки, фотографии, рисунки и картины.

Г. резкая смена крупного плана средним и наоборот, проще говоря, наезды и отъезды. Д. Оуэн и Люк Уилсоны, Билл Мюррей, Френсис Макдорманд, Сирша Ронан, Эдвард Нортон и так далее по списку - состав его "труппы" почти не меняется. Ну и, наконец, Е. панорама. "Христоматийными" фильмами в плане визуала можно назвать "Отель Гранд Будапешт" и "Королевство полной луны".

Если просмотреть все картины Уэса Андерсона без остановки, то можно будет услышать их дыхание… Ну или по крайней мере оценить рукотворность среды: каждый кадр тщательно детализирован и выставлен буквально “вручную” и с любовью. Любой предмет - не просто вещь, а полноценный герой истории, прямо или косвенно влияющий на сюжет. Например, картина “Мальчик с яблоком” из фильма “Отель Гранд Будапешт”, проигрыватель из “Королевства полной луны” или маски из “Бесподобного мистера Фокса”.

Уже упомянутый цвет, а также костюмы и декорации режиссер превращает в элементы драматургии, с их помощью дополняя историю. Цвет у него показывает разное время (как, например, в "Отеле "Гранд Будапешт"), атмосферу и персонажей (как в "Семейке Тененбаум"), настроение и чувства героев, "задавая тон" всему миру фильма. Каждый персонаж имеет свою “униформу”,которая вызывает у зрителя определенные ассоциации и очерчивает характер персонажа, а также является его отличительной визуальной чертой, совсем как у известных диснеевских мультяшек. Например, униформа для всей команды Стива Зиссу в “Водной жизни” была придумана Уэсом Андерсоном. По словам режиссера, он делал костюмы такими, чтобы они максимально соответствовали характеру персонажа.

Персонажи Уэса Андерсона
Персонажи Уэса Андерсона

2. Повествование

Уэс Андерсон-гипнотизер; он захватывает сознание зрителя, так что они видят, знают и чувствуют именно то, что было задумано изначально. Это заслуга визуального повествования. Его своеобразные картины наполнены деталями и визуальным юмором, при этом зритель всегда улавливает "пасхалки", что как раз-таки и формирует его восприятие, а также атмосферу картины. Посмотрим на эту сцену из фильма "Отель "Гранд Будапешт":

В кадре №2 Андерсон делает акцент на картину "Мальчик с яблоком", которая играет чуть ли не самую важную роль в развитии сюжета, тем самым забрасывая "крючок" для зрителя; В каде №4 Писатель (Джуд Лоу) оборачивается, чтобы взглянуть на мсье Жана (Джейсон Шварцман), теперь наше внимание обращено к этой области экрана и, спустя несколько секунд, уже в кадре №8 мы замечаем появление этого персонажа даже в тени и расфокусе, когда его имя упоминается в юмористическом ключе. Тем самым мы получаем визуальный юмор.
В кадре №2 Андерсон делает акцент на картину "Мальчик с яблоком", которая играет чуть ли не самую важную роль в развитии сюжета, тем самым забрасывая "крючок" для зрителя; В каде №4 Писатель (Джуд Лоу) оборачивается, чтобы взглянуть на мсье Жана (Джейсон Шварцман), теперь наше внимание обращено к этой области экрана и, спустя несколько секунд, уже в кадре №8 мы замечаем появление этого персонажа даже в тени и расфокусе, когда его имя упоминается в юмористическом ключе. Тем самым мы получаем визуальный юмор.

Несмотря на статичность, повествование всегда держится "в ритме" за счет динамичного монтажа: быстрых движений камеры, резких монтажных склеек и быстрых наездах.

Эстетика его картин кажется простой, но это лишь иллюзия. Когда другие режиссеры держат интригу и стратегически расставляют триггеры, Уэс Андерсон не пытается завлечь зрителя необычным сюжетом, он просто рассказывает историю. Создает милую, теплую атмосферу, по-особому ставит сцены, шутит и ловко управляет эмоциями зрителя, так что мы получаем сложный, утонченный фильм.

3. Остранение

Уэс Андерсон никогда не подпускает нас слишком близко к событиям, происходящим на экране: его зритель всегда остается зрителем, которому постоянно напоминают о том, что он смотрит фильм. По киношному это называется "остранение". Остранение-это, например, когда персонаж смотрит в камеру, ломая 4-ю стену. 4-ю стену ломает и сам режиссер, выставляя мизансцену как витрину, так, чтобы она сама становилась рассказчиком.Можно заметить, что в работах Андерсона камера почти никогда не проникает внутрь пространства, поэтому создается ощущение, будто бы мы смотрим театральную постановку. Его мир существует только тогда, когда на него направлена камера, точно как сказки существуют только тогда, когда их рассказываешь.

-6

Посмотрите, каждый кадр говорит сам за себя. Режиссер визуализирует действие буквально, даже не пытаясь создать иллюзию реальности. Слова у него превращаются в картинки; если персонажи смотрят вниз, то и мы смотрим, если они слушают музыку, то мы поймем это без звука, если они поднимаются по фуникулеру, то мы будем смотреть, как они поднимаются по фуникулеру. Его мир можно представить и потрогать.

Если попробовать "познать мир в сравнении", то можно обратиться к ранней работе режиссера: "Академия Рашмор". Тут еще нет фирменного стиля, но все же можно прочувствовать руку мастера, не обошедшую стороной ни единый кадр. В отличие от его поздних (и самых знаменитых) картин, в "Академии..." можно почувствовать трехмерность мира, поместить эту историю в рамки нашей реальности.

4. Герои и атмосфера

Поговаривают, что если холодным зимним вечером включить фильм Уэса Андерсона, можно подставить к экрану руки и согреться. Когда ты впервые попадаешь в его мир, тебе кажется, что ты остаешься в нем навсегда. Почему так происходит? Ответ прост: автор оставляет в каждой работе частичку себя, полностью наслаждаясь процессом. Он говорит о том, что его волнует, затрагивая при этом "вечные" темы и раскрывая их в своем неповторимом формате: проблема отцов и детей, кризиса среднего возраста, а также проблемы всех оттенков отношений: от измены до "любви всей жизни". Работает с актерами, которые ему давно знакомы, и которые знают Уэса Андерсона как свои пять пальцев ( именно поэтому Билл Мюррей-самый частый "гость" его фильмов). Проще говоря, не пытается прыгнуть выше головы, а частенько смотрит на мир глазами умного ребенка. Это, кстати, является отличительной чертой его персонажей. Взрослые у Андерсона-большие дети, а дети, наоборот, разбираются в жизни не хуже своих родителей и чутче их чувствуют мир. Эта идея четко просматривается в "Семейке Тененбаум", истории про детей гениев, их родителей и сложные отношения, возникающие между ними.

Но самое главное- герои фильмов Андерсона прежде всего люди.

О чем бы я ни писал, все равно я затрагиваю вопросы, волнующие меня здесь и сейчас... Но эти вопросы могут касаться и современности, и старой книги, которую я прочитал вчера. Чего я точно не пытаюсь делать, так это учить кого-то жить и делать заявления при помощи фильмов. Особенно политические.
Интервью Антона Долина перед премьерой фильма "Отель Гранд Будапешт" 2014г.

-8

Для самых ненасытных: фильмография Уэса Андерсона

1996 - "Бутылочная ракета"

1998 - "Академия Рашмор"

2001 - "Семейка Тененбаум"

2004 - "Водный мир"

2007 - "Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники."

2009- "Бесподобный мистер Фокс"

2012 - "Королевство полной луны"

2014 - "Отель Гранд Будапешт"

2018 - "Остров собак"

2021 - "Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан"

#кино #фильмы #режиссеры #уэс андерсон #кинематография #развлечения #искусство #поп-культура