Найти тему

"Четыре комнаты" для двенадцати кинозвёзд

Оглавление

Почему-то вдруг решил пересмотреть «Четыре комнаты».

Фильм 1995 -го года. Четыре новеллы объединены общим героем, местом и временем действия. Коллективная работа четырёх режиссёров: Квентина Тарантино, Роберта Родригеса и менее известных Эллисон Андерс и Александра Рокуэлла.

Каждая история происходит в одном из номеров вымышленного лос-анджелесского отеля «Монсеньор» в новогоднюю ночь. «Говорят, под Новый год, что ни пожелается…» Безумие, которое творится во всех номерах, куда заходит ночной портье (его феерично играет Тим Рот), вполне соответствует эпохе. Все четыре сюжета, с лёгкой поправкой на национальный колорит, могли бы разыграться в новогоднюю ночь девяносто пятого в какой-нибудь российской гостинице, только портье звали бы не Теодор, а Федя.

Кадр из фильма "Четыре комнаты"
Кадр из фильма "Четыре комнаты"

Шабаш ведьм, эротические игры со связыванием, дети крутого мафиози, которые что только не творят, оказавшись одни, сумасшедшее пари, ставка в котором - отрубленный палец. Пожалуй, каждый, кто жил в России в девяностые, подтвердит: всё это вполне рядовые, жизненные эпизоды.

Не потому ли у нас так любят Тарантино, что его фильмы, как заметил кинокритик Михаил Трофименков, абсолютно аморальны, но отнюдь не жестоки.

Убийства и передозы, насилие во всех его проявлениях – вот характеристика того времени. Тарантино выносит её на экран, чтобы опознать и утвердить как природный фон, сродни климату. По словам режиссёра, он никогда не старался донести до зрителей какую-нибудь мораль. «Я чувствую её своим сердцем».

В какой-то момент Тарантино решил отказаться от участия в проекте «Четыре комнаты», заявив, что его больше не увлекает сама идея. Один из соавторов пригрозил, что достанет пушку и пристрелит Квентина – « тогда он поимеет настоящее насилие из первых рук».

Кадр из фильма "Четыре комнаты"
Кадр из фильма "Четыре комнаты"

По словам продюсера фильма «Четыре комнаты» Лоуренса Бендера, самым трудным было собрать двенадцать кинозвёзд (Дженнифер Билс, Дэвид Провэл, Антонио Бандерас, Брюс Уиллис и другие) в одном месте и в одно время. Далеко не все, кто снимался, остались довольны результатом. Мадонне, к примеру, настолько не понравилось, как она выглядит на экране, что она наотрез отказалась участвовать в рекламных акциях, хотя в контракте этот пункт был прописан. В принципе, её можно понять: и роль дали не большую, и сам эпизод с ведьмами довольно глуповат.

Критика не слишком высоко оценила «Четыре комнаты». Такого рода проекты с участием нескольких режиссёров, разных по уровню мастерства, редко бывают удачными.

Как сказал в одном из интервью Тарантино, «на вас не лежит весь груз ответственности. Если ваша история понравится – хорошо, нет – ну и чёрт с ней».

На мой взгляд, «Четыре комнаты» остались кинопамятником эпохи – от падения Берлинской стены до локальных войн вблизи от границ западной цивилизации – в Афганистане, Ираке, Сирии. Это время было беспокойным и анархичным, полным соблазнов и катастроф. Временем смешения стилей, идей, заблуждений.