Почему-то вдруг решил пересмотреть «Четыре комнаты».
Фильм 1995 -го года. Четыре новеллы объединены общим героем, местом и временем действия. Коллективная работа четырёх режиссёров: Квентина Тарантино, Роберта Родригеса и менее известных Эллисон Андерс и Александра Рокуэлла.
Каждая история происходит в одном из номеров вымышленного лос-анджелесского отеля «Монсеньор» в новогоднюю ночь. «Говорят, под Новый год, что ни пожелается…» Безумие, которое творится во всех номерах, куда заходит ночной портье (его феерично играет Тим Рот), вполне соответствует эпохе. Все четыре сюжета, с лёгкой поправкой на национальный колорит, могли бы разыграться в новогоднюю ночь девяносто пятого в какой-нибудь российской гостинице, только портье звали бы не Теодор, а Федя.
Шабаш ведьм, эротические игры со связыванием, дети крутого мафиози, которые что только не творят, оказавшись одни, сумасшедшее пари, ставка в котором - отрубленный палец. Пожалуй, каждый, кто жил в России в девяностые, подтвердит: всё это вполне рядовые, жизненные эпизоды.
Не потому ли у нас так любят Тарантино, что его фильмы, как заметил кинокритик Михаил Трофименков, абсолютно аморальны, но отнюдь не жестоки.
Убийства и передозы, насилие во всех его проявлениях – вот характеристика того времени. Тарантино выносит её на экран, чтобы опознать и утвердить как природный фон, сродни климату. По словам режиссёра, он никогда не старался донести до зрителей какую-нибудь мораль. «Я чувствую её своим сердцем».
В какой-то момент Тарантино решил отказаться от участия в проекте «Четыре комнаты», заявив, что его больше не увлекает сама идея. Один из соавторов пригрозил, что достанет пушку и пристрелит Квентина – « тогда он поимеет настоящее насилие из первых рук».
По словам продюсера фильма «Четыре комнаты» Лоуренса Бендера, самым трудным было собрать двенадцать кинозвёзд (Дженнифер Билс, Дэвид Провэл, Антонио Бандерас, Брюс Уиллис и другие) в одном месте и в одно время. Далеко не все, кто снимался, остались довольны результатом. Мадонне, к примеру, настолько не понравилось, как она выглядит на экране, что она наотрез отказалась участвовать в рекламных акциях, хотя в контракте этот пункт был прописан. В принципе, её можно понять: и роль дали не большую, и сам эпизод с ведьмами довольно глуповат.
Критика не слишком высоко оценила «Четыре комнаты». Такого рода проекты с участием нескольких режиссёров, разных по уровню мастерства, редко бывают удачными.
Как сказал в одном из интервью Тарантино, «на вас не лежит весь груз ответственности. Если ваша история понравится – хорошо, нет – ну и чёрт с ней».
На мой взгляд, «Четыре комнаты» остались кинопамятником эпохи – от падения Берлинской стены до локальных войн вблизи от границ западной цивилизации – в Афганистане, Ираке, Сирии. Это время было беспокойным и анархичным, полным соблазнов и катастроф. Временем смешения стилей, идей, заблуждений.