Предсказывание будущего – дело неблагодарное. Чем детальнее художник пытается описать ещё непроявленную жизнь, тем больше у него шансов ошибиться и стать объектом насмешек в том самом будущем, которое не совпадёт с его воображением. Фанаты "Космической одиссеи" Кубрика знают, что условность фантастического жанра ничуть не уменьшила объём подготовительной работы создателей картины. На протяжении 1964-1966 годов Артур Кларк и Стэнли Кубрик были погружены в мир науки, пристально следили за новостями в космической отрасли и даже пригласили в свою команду экспертов НАСА. Однако один любопытный факт долгое время был неизвестен широкой публике.
В 2018 году вышла книга "Космическая одиссея 2001 года: Как Стэнли Кубрик и Артур Кларк создавали культовый фильм", подробнее которой вы вряд ли сможете найти. Почти на 400 страницах автор Майк Бенсон рассказывает об "Одиссее" всё, что о ней можно узнать – от деталей переписки, положившей начало отношениям Кларка с Кубриком до того факта, что Кубрик был самым наглым стрелком сигарет на съёмочной площадке, а его жена, узнав об этом, привезла в павильон полный багажник табака и раздала его команде в качестве компенсации. Но даже в этом исчерпывающем исследовании Бенсона не говорится о том, как советский космонавт Алексей Леонов приложил руку к созданию великого кино.
Музыкальное оформление "Одиссеи" было предметом столь же долгих размышлений режиссёра, как развитие сюжета или дизайн транспортного средства главных героев. Вероятно, и решение отказаться от уже написанного саундтрека, над которым работал композитор Алекс Норт, было нелёгким. Но оказалось, что и беспроигрышным: такие произведения, как, например, вальс Иоганна Штрауса и Адажио из балета "Гаяне" Арама Хачатуряна (не исчезнувшие из нашей жизни ни в 2001, ни в 2021) в сочетании с космическими элементами на экране подчеркнули масштаб замысла фильма и философские размышления его авторов. Современные композиции использовались меньше, а вот в нескольких сценах необходимо было найти принципиально иные... "спецэффекты".
Незадолго до начала съёмок "Космической одиссеи" произошло грандиозное событие – 18 марта 1965 года лётчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории человечества вышел в открытое космическое пространство. Запись его выхода была доступна, и подлинные впечатления от реальности не могли не повлиять на воспроизведение аналогичной сцены в фильме. Монотонный шум приборов и дыхание героя – единственное, как и в жизни, звуковое сопровождение всего пребывания астронавта за пределами космического корабля, которое воздействует на зрителя сильнее любой мелодии. Благодаря этому решению возникла тревожная и одновременно завораживающая атмосфера встречи человека с бескрайней, загадочной и до сих пор малоизученной Вселенной.
В своей книге "Время первых. Судьба моя – я сам..." и нескольких интервью Алексей Леонов вспоминал о том, как после премьеры "Космической одиссеи" Артур Кларк подошёл к нему и спросил: "Ты на меня в суд не подашь? Мы использовали в фильме записи твоего тяжёлого дыхания в открытом космосе...". Алексей Архипович не только не подал в суд, но подарил Артуру Кларку альбом со своими художественными работами и написал предисловие к роману "2010: Одиссея два" (опубликованное в журнале "Техника – молодёжи") по просьбе писателя. А когда узнал, что в новом произведении Кларка космический корабль будет назван в его честь, Леонов пообещал: "Я буду хорошим кораблём".
А какие интересные факты о создании фильма знаете вы? Ставьте лайк, оставляйте комментарий и подпишитесь на канал, будет много интересного!
Автор: Мария Лебедева
Тут ещё:
Космос вам не нужен. Зачем современное кино убеждает нас в этом?