Продолжая публикацию статьи «Как в России уголь добывали», представляю вашему вниманию страницы из книги Е. Колодуба «Труд и жизнь горнорабочих на Грушевских антрацитных рудниках» с попыткой сохранения авторского стиля и адаптацией к современному чтению.
Сегодня поговорим о рудничном воздухе, его качестве и проветривании горных выработок.
Начало материала читайте в статьях «Как в России уголь добывали. Жизнь горнорабочих», «Как в России уголь добывали. Проходка шахты» и других...
Е. Колодуб «Труд и жизнь горнорабочих на Грушевских антрацитных рудниках»
Воздух в подземных шахтах.
Кажется, нигде так наглядно, как в подземных работах, рабочие не убеждаются в том, какую важную роль играет качество воздуха для жизни людей.
Под землей работа и жизнь возможны лишь в тех местах, куда непрерывно доставляется струя свежего воздуха.
У горнорабочих всегда есть в руках показатель годности воздуха. Это – рудничные лампочки.
Как только доступ свежего воздуха к месту работы прекращается, лампочки начинают плохо гореть и наконец совершенно гаснуть. Это самое убедительное доказательство того, что воздуха недостаточно и что людям нужно немедленно уходить, иначе грозит смерть, незаметная, безболезненная, без всяких предупреждающих организм предсмертных ощущений.
В конце восьмидесятых годов прошлого столетия мне пришлось быть руководителем работ, чтобы отстоять от окончательного затопления рудник углепромышленника П.Л. Вейермана.
Все воздушные проходы уже были залиты водой.
Работа была страшная, тяжелая, со смертельной опасностью на каждом шагу.
Но в то же время и глубоко поучительна.
Факты и наблюдения, которые пришлось испытывать, находясь иногда между жизнью и смертью, запечатлелись навсегда в памяти.
Ко времени моего прибытия на рудник не залито водой было лишь саженей 80 наклонного хода, в нижнем горизонте которого работал паровой насос. Температура в этом ходу от неисправных, ничем не защищенных паровых труб и отработанного в насосе пара достигала свыше 50° по Реомюру. Свежий воздух в очень незначительном количестве проходил к насосу вместе с ручейком холодной воды, прибывавшей из старых, вышележащих выработок.
К насосу люди пробирались, большей частью, ползком, прижимаясь к воде.
Задача наша заключалась в том, чтобы не только выкачать ежедневный приток воды, но и подвигаться с насосом к нижним горизонтам выработок и таким образом открыть место работ и попутно освободить от воды воздушные проходы.
Но все наши усилия были тщетны.
Насосы, трубы, паровые котлы были более, чем неисправны и слабы, а приток воды, весьма значительный, все более и более отвоевывал у нас поле действия.
Приходилось не выработки освобождать от воды, а насос спасать от затопления, подвигая его вверх, что удавалось с большим трудом. Надо было быстро разбирать трубы и передвигать насос с таким расчетом, чтобы, пока он будет установлен на новом месте, вода не подошла и не затопила его.
Воздуха не хватало. Лампочки переставали гореть. В темноте, при страшной жаре, рискуя каждую минуту лишиться чувств, мы все-таки умудрились разобрать, перетащить и поставить на новом месте машину с такой быстротой, какой мне никогда после того не приходилось наблюдать при самых благоприятных условиях и обстановках.
Только дружные усилия и сознание, что спасение машины равносильно спасению всего дело и могут служить объяснением быстрой работы при таких ужасных условиях.
Часто спасаясь вместе с плотниками и слесарями в грязной рудничной воде от нестерпимой жары, я задавался вопросом, что заставляет поденных рабочих спускаться в такой ад? Я, лично, окунулся в это дело, имея в виду хорошие перспективы в будущем.
Как молодой техник, я хотел преодолеть препятствия, спасти дело и устроиться при нем. Со мной же работали пожилые плотники и слесари, у которых от постоянной работы в грязной, то холодной, то нестерпимо горячей воде, случались судороги.
Платить рабочим дороже, чем на других, даже вполне благополучных рудниках, не было средств. И, несмотря на это, рабочие, оправившись кое-как и отдышавшись в казарме, снова ныряли в воду, чтобы отвинтить гайки и вынуть части машины, когда вода, залив уже все выработки, заливала и шахту.
Неустрашимость и выносливость русского рабочего подчас поразительны!..
Перед окончательным затоплением, когда водой из пустот были вытеснены к шахте и вредные газы и испорченный воздух, лампочки совсем потухли. ПО колено в воде, без огня, в совершенной темноте спасали мы насосную машину, выдавая частями на поверхность. Мы не погибли в испорченном воздухе лишь благодаря тому, что подъемная машина, работая беспрерывно, поднимала в особых водоотливных ящиках воду, которую с поверхности выливали обратно в шахту. Вода при падении увлекала часть свежего воздуха, и он оживлял нас.
Из пережитых ощущений я убедился, как легко можно умереть. Только в последний момент перед потерей сознания, вместо черной непроглядной тьмы, как будто видишь желтые расходящиеся круги.
Время дня при этой ужасной работе имело громадное значение. С полудня и до полуночи хотя и с трудом, но менее мучительно удавалось преодолеть путешествие ползком от шахты к насосу. Но рано утром, мы приходили прямо в отчаяние. Так тяжело было дышать, так мучительно было переносить 50-ти градусную жару.
Может быть большинству горнорабочих не приходилось и никогда не придется испытать те страдания и опасности, какие переживались старыми шахтерами. Но затруднения от недостатка свежего воздуха приходится испытывать каждому. Поэтому при осмотрах ходов, воздушных перегородок и дверей необходимо всегда помнить и заботиться о том, чтобы охранить чистоту рудничного воздуха, не стеснить его течения и не расстроить тех приспособлений, какие устроены для течения струй воздуха по подземным выработкам.
Каждый вагончик должен помнить, что двери в ходу устраиваются не для того, чтобы причинить затруднения вагончикам, а чтобы направить воздух к тем местам, где производятся работы. Поэтому оставить двери отворенными нельзя, так как оставшиеся без воздуха рабочие могут погибнуть.
Тягальщики очень не любят парусиновых занавесок, устраиваемых также для направления течения воздуха, но с неудобством передвижения под занавесками необходимо примириться, так как они имеют такое же значение, как и двери.
Отбойщик должен по возможность скорее очищать воздушные ходы в верхнем и нижнем кутке уступа.
Кроме заботы о том, чтобы в шахту попадало как можно больше свежего воздуха необходимо еще, чтобы масло для освещения в рудничных лампочках употреблялось чистое, без примеси нефти, олеонафта и керосина.
Продолжение следует.
Как в России уголь добывали. Жизнь горнорабочих.
Как в России уголь добывали. Проходка шахты.
Как в России уголь добывали. Запальщик.
Как в России уголь добывали. Проходчик шахт. – Бурильщик.
Как в России уголь добывали. Зарубщик.
Как в России уголь добывали. Отбойщик.
Как в России уголь добывали. Тягальщик-саночник.
Как в России уголь добывали. Вагонщик.
Как в России уголь добывали. Откатчики-лошади.
Как в России уголь добывали. Стопорной в шахте.