Найти тему
Две Войны

«Никто толком ничего не знал, вспоминали то, чему нас учили армии СССР»- ветеран МВД рассказал о реалиях Первой Чеченской войны

Оглавление

Война в Чечне стала одним из самых неприятных эпизодов в истории России. Во время этого конфликта было допущено много тактических и стратегических ошибок, поэтому власти предпочитают лишний раз не говорить о тех событиях. Память о них остаётся только у ветеранов.

Сегодня я решил рассказать о событиях той войны со слов непосредственного участника, Сергея Махонина.

Как вы оказались в Чечне?

«Нас отправили в 1995 году добровольно-принудительно. В то время я служил в транспортной милиции отделе уголовного розыска. Вопрос был поставлен ребром: 50 процентов служащих в милиции должны были отправиться в командировку, и мы должны были решить сами, кто из нас поедет. Мы решили, что ехать должны все или никто, в результате поехали все».

На тот момент действительно многие служащие органов отправлялись в командировку в Чечню. Силы МВД привлекались не только поддержания правопорядка, но и для проведения контртеррористических операций, (например была операция МВД РФ в селе Самашки).

Бои вокруг здания бывшего республиканского комитета КПСС в Грозном, январь 1995 года. Фотограф Михаил Евстафьев.
Бои вокруг здания бывшего республиканского комитета КПСС в Грозном, январь 1995 года. Фотограф Михаил Евстафьев.

Проходили ли вы какую-либо подготовку?

«Мы начали вспоминать то, чему нас учили в советской армии: как заряжать оружие, как проползать, как одеваться и обуваться. Были свои нюансы, такие как снятие блестящих пуговиц с формы и кокарды с шапок, спасаясь от снайперских выстрелов. Милицейской руководство особо не занималось нашей подготовкой, нам выдали только бронежилеты и каски «сфера», выдали и штатные пистолеты, и автоматы. Никто толком ничего не знал: куда едем, чем будем заниматься. Как таковой специальной подготовки для выезда в Чеченскую республику не проводилось».

В этом я вижу одну из основных проблем той войны. Войска просто не были готовы к противостоянию с хорошо экипированными и мотивированными боевиками. Конечно, у большинства из них был не самый лучший уровень подготовки, но они сражались на своей земле и были мотивированы, в том числе и долларами.

При должной подготовке, и более серьезному отношению к проблеме, российские военные могли бы избежать такого числа жертв. Как и в большинстве войн, главной ошибкой здесь выступила недооценка противника. А шлем "сфера", я в своё время пару раз носил в армии, ужасно тяжелый и неудобный.

На этом солдате шлем «сфера». Фото в свободном доступе.
На этом солдате шлем «сфера». Фото в свободном доступе.

Кто был в вашем отряде и как его обеспечивали?

«Это был сводный отряд милиции Северного управления внутренних дел на транспорте, в котором было 45 человек из Архангельской области, 15- мои коллеги, а остальные 30 человек - из поселков и городов: Каргополь, Няндома, Вельск, Котлас, Вологда, Кострома и других городов. Нам было проще, потому что у нас был коллектив, и мы старались задавать тон. Жили мы в обыкновенном плацкартном вагоне все 45 человек. И порядок, и отношения мы подстраивали под себя.
Вопрос сложный, но могу привести такой пример. Когда появился приказ о создании сводного отряда, мы садились за печатную машинку и писали письма во все коммерческие организации города с просьбой о поддержке отряда. Мы не просили денег, а нам нужны были продукты питания и медицинские лекарства. Директор мебельного салона «Царица» оплатила счета на покупку 100 банок тушенки и 100 банок сгущенки. В аптечном управлении нам предоставляли лекарства и инсулиновые шприцы, но косо на нас глядели, думали, что наркоманы приехали.
Вот так готовились. Большей частью снабжения это то, что мы ухитрились сами найти. Меня назначили командиром взвода еще в Архангельске, в подчинении 14 человек, поэтому я должен был заранее подумать, чем обеспечить своих подчиненных. Ездили в Чечню командировками, особого желания возвращаться на фронт ни у кого не было. В 95-м году моя жена была беременна 2-м ребенком, бросать ее совсем не хотелось. МВД не предоставляло нам достаточного обеспечения даже в продуктах питания. Например, вместо колбасы и тушенки нам могли выдать 100 коробок кильки в томатном соусе, после чего мы долго ее не хотели кушать».
Бойцы ОМОН в Чечне, времена Второй Чеченской. Фото в свободном доступе.
Бойцы ОМОН в Чечне, времена Второй Чеченской. Фото в свободном доступе.

К сожалению, на той войне такое встречалось постоянно. О снабжении солдат и офицеров мало кто заботился. Приходилось довольствоваться тем, что находили сами. Хорошо, если в отряде оказывался какой-нибудь предприимчивый вояка, который мог грамотно организовать быт, договориться с тыловиками, обеспечить нормальное снабжение.

Хотя, возможности нормального обеспечения своей армии были. Если сравнить с Великой Отечественной, где русские солдаты сражались с куда более грозным и многочисленным противником, армия получала обеспечение.

Здесь же проходил небольшой локальный конфликт, а промышленность страны никак не страдала от войск противника. Единственной причиной, которая мешала наладить нормальное снабжение была халатность военного руководства.

Свердловский ОМОН. Фото в свободном доступе.
Свердловский ОМОН. Фото в свободном доступе.

С какими главными трудностями Вам пришлось столкнутся на войне?

«Самая главная сложность на войне — это грязь. Мы привыкли минимум раз в неделю мыться в бане. За все пять командировок, в которых я участвовал, если мы приезжали в новые места мы сразу начинали строить баню — место для помывки личного состава, место для приёма пищи — столовую и естественно на туалет, потом уже строились помещения, где мы жили. Когда стояли на речке Губс в Гудермесе у нас землянка была сложена из железнодорожных шпал, пропитанных креозотом. В этой землянке стояла печка-буржуйка, которую мы топили этими же шпалами... Стоял очень сильный запах креозота. Из землянки вылезали все черными, белыми были только зубы и белки глаз. Через день мы делали баню, потому что работали сменами через сутки. Чтобы построить, необходимо было провести газ и воду, в этом помогали нам чеченцы за 20 банок кильки».

Достаточно посмотреть на кадры кинохроники и фото с той войны, чтобы понять, что вся Чечня на тот момент представляла из себя только две субстанции: непролазная грязь, в которой вязла даже бронетехника, и горы.

И здесь опять же встаёт "тыловой вопрос". Почему не было подготовлено расположение для солдат?

ОМОН в Грозном, 2001-й год. Фото в свободном доступе.
ОМОН в Грозном, 2001-й год. Фото в свободном доступе.

Как к вам относились местные жители?

«Сложности были в общении и менталитете. Мы старались поддерживать ровные отношения и помогали продуктами питания по возможности. В ответ они старались также и нам помочь. Был такой случай. Мы приехали на станцию Червленая, и майор Петр Глотов однажды на рынке встретил своего сослуживца из Чечни, который отбывал срочную службу в Архангельске в полку внутренних войск на Фактории. Увидев Глотова, чеченец с радостными криками: «Командир! Командир!» - бросился к нему на шею. Встретились боец и бывший командир! На радостях он пригласил всех нас к себе домой, чтобы познакомить с семьей. В то время нас иногда беспокоили неприцельные выстрелы в нашу сторону. Познакомившись с семьей и поговорив с дедушкой, чеченец Якуб Мазаев рассказал о своей службе в Архангельске. После чего дед сказал: - «В вашу сторону больше никто стрелять не будет из нашей станицы». На удивление потом все было тихо и мирно».

К сожалению, подобные случаи были скорее исключением из правил. Очень часто именно в таких поселениях скрывались боевики. Были и случаи, когда мирные жители заманивали российских солдат в засады.

🔵«Мы их всех доведём до такого состояния»- 5 полевых командиров боевиков, которых взяли в плен, а затем судили в России

Чеченский боевик в Грозном. Времена Первой Чеченской Войны. Фото в свободном доступе.
Чеченский боевик в Грозном. Времена Первой Чеченской Войны. Фото в свободном доступе.

Чем вы занимались на войне?

«Основная задача нашего отряда – это охрана вокзала и сопровождение поездов. Грузовые и пассажирские поезда могли сопровождать с воздуха вертолеты, могли прицепить платформу или бронепоезд в начало поезда, чтобы обезопасить пассажиров и груз от минирования железнодорожных путей. Мы проверяли на перронах детей, которые шлялись по местам боевых действий в поисках оставленного и брошенного оружия. Затем мы его меняли на сгущенку, который отправляли на склад для уничтожения. У каждого подразделения была своя функция. В разведку мы не ходили, этим занимались федеральные войска».

Как правило, сводные отряды милиции отравляли для поддержки основных сил. Они не принимали активного участия в боевых действиях, выполняя вспомогательные функции. Но не стоит думать, что они сидели там в безопасности. Проблем хватало и у них.

Тут стоит добавить, что к военным операциям привлекались именно силы спецназа МВД, а не простые милиционеры. Хотя бывали и исключения.

В заключение стоит сказать, что из Чеченской военной кампании российская армия извлекла немало уроков. Именно поэтому современная армия России так сильно отличается от той, что сражалась в Чечне.

Спасибо за прочтение статьи! У меня есть 👉 Телеграм , 👉 сайт , 👉 Одноклассники, и канал 📍YouTube. Пишите своё мнение!

Как Вы думаете, почему не было нормального тылового обеспечения для российских солдат?

Советский ветеран рассказывает правду о боях с румынами и итальянцами: