Когда Арнольд Шварценеггер впервые играл своего героя Терминатора, который появился в современном мире со своими деструктивными целями, он наверняка не знал, что его робот-супермен давно устарел, и ему следовало бы сыграть в несостоявшейся экранизации романа 1957 года советского писателя-фантаста Александра Полещука «Звёздный человек». По крайней мере, играя этого злобного пришельца, он был бы гораздо убедительней.
Советская фантастика 70-х годов – это очень широкий пласт самых различных авторов, большинство из которых не были даже профессиональными писателями, потому на них не накладывалось особенных ограничений. Правда, некоторые из них начинали еще в 50-е, когда фантазии ничем не ограничивались, и заработали себе кое-какую репутацию в отечественном книгоиздательстве, что позволяло им в будущем, в «эпоху застоя», время от времени публиковать весьма уникальные произведения, которые довольно слабо контролировались советской цензурой.
Одним из таких фантастов был Александр Лазаревич Полещук (1923-1979 гг.), творчество которого для многих неоднозначно, но лично я считаю его одним из самых выдающихся советских писателей-фантастов «эпохи Хрущева-Брежнева», конечно, после самых признанных наших «фантастических столпов» - Ефремова и Стругацких.
Дело в том, что в отличие от массы наших тогдашних писателей-фантастов, Александр Полещук никогда не придерживался «правильного» политически-идеологического направления, за что его очень часто критиковали его коллеги-писатели. Но, в принципе, смотря, кто критиковал – от Ефремова и Стругацких такой критики в адрес Полещука не было, а, может, благодаря их негласной поддержке произведения этого неординарного фантаста у нас вообще печатали.
Вообще-то Полещук был не писателем, а профессиональным преподавателем-физиком. Писатели, зависимые в основном от своего литературного таланта, в первую очередь ищут не то, чтобы заинтересовало читателя, а то, что заинтересовало бы издателя, потому что в СССР до середины 80-х издатели плясали не от спроса на свою продукцию, а от цензуры.
Некоторые умудрялись цензуру обходить, но писателю это приносило мало лавров, потому что если какое-то произведение и выходило, то впоследствии не переиздавалось, и не помогали даже известные заступники в лице Ефремова или Стругацких. Так случалось и с романами-повестями А. Полещука.
За свою относительно долгую литературную деятельность Александр Лазаревич Полещук написал всего 6 повестей, которые, впрочем, можно классифицировать как романы. Первые 5 вышли при жизни писателя, последняя – только через 10 лет после его смерти. И все они в корне отличались от того, что писали многие другие советские фантасты в те годы. Дело в том, что в каждую свою книгу Полещук вкладывал идею, которая другими нашими писателями не культивировались, а, может даже, и шли в разрез с социалистическим реализмом.
Первым произведением Александра Полещука была повесть «Звёздный человек», которая была впервые опубликована с сокращениями в 4-х номерах журнала «Пионер» в 1957-м году, а отдельной книгой была издана только в 1963-м, зато в самой знаменитой серии «Детгиза» - «золотая рамка», она же «Библиотека Приключений и Научной Фантастики».
Однако тираж книги составил всего 65 тысяч экземпляров, что для этой серии тех лет было маловато. Больше это произведение в СССР не издавалось, хотя книга в «рамке» пользовалась бешеным спросом, я это хорошо помню. В любом случае в 70-80-х мне она на глаза не попадалась ни на барахолках, ни по блату. А многие любители фантастики даже и не подозревали о существовании этого неординарного произведения.
В повести озвучивается довольно оригинальная для советской фантастики тех лет идея об агрессивных инопланетянах, которые не такие добрые, как в произведениях других наших фантастов. Повествование ведется как бы на бытовом уровне, а не на «космическом», то есть в основном описываются похождения «недружелюбного» к землянам пришельца внутри тогдашнего советского общества. При прочтении посещает мысль о некоем злобном Терминаторе, который олицетворяет для землян угрозу из Космоса. Но советские люди с честью выходят из создавшегося положения, и наши побеждают!
Повесть читается на одном дыхании, и как-то не обращается никакого внимания на отсутствие компьютеров и мобильных телефонов, то есть роман не только фантастический и приключенческий, но и как бы исторический. Ведь не корим мы за эти «недостатки» Беляева, Ефремова или Стругацких?
В повести прекрасно передана эпоха «хрущевской оттепели», и вот на фоне всех тогдашних атрибутов и происходит действие. И автор всю свою книгу выписал настолько мастерски, что она может составить конкуренцию в этом плане не только скопищу прошлых и современных графоманов от фантастики, но и признанным читательским сообществом авторитетам, в том числе и зарубежным.
Кроме повести «Звёздный Человек» Полещук написал еще шесть произведений, правда, одно из них оказалось рассказом, но, тем не менее, этот рассказ на 12 страниц тоже представляет огромный интерес.
2). Великое делание, или Удивительная история доктора Меканикуса и его собаки Альмы (1959 г.). Повесть, издавалась три раза, в том числе и на латышском (с 1959 по 1967 гг.). Первая публикация – журнал «Пионер», 1959 г.
3). Ошибка инженера Алексеева (1961 г.). Повесть, на русском издавалась только в двух сборниках. Как отдельная книга – на латышском, украинском, киргизском и французском (все 6 изданий – 1961-65 гг.)
4). Тайна Гомера (1963 г.). Рассказ, на русском издан только в одном сборнике, с 1967 по 1981-й публиковалась в сборниках на английском (два раза), испанском (два раза) и португальском языках.
5). Падает вверх (1964 г.). Повесть, на русском публиковалась один раз отдельной книгой, в 1966-м – отдельной книгой на польском. Отрывок печатался в журнале «Знание – сила».
6). Эффект бешеного Солнца (1970 г.). Повесть, всего два издания – в советском сборнике (1970 г.) и отдельной книгой (1974 г.).
7). Имбиторы атакуют на заре (1978 г./1990 г.). Повесть, в СССР вышла только в сборнике «Фантастика 88/89», 1990 г. Доработка произведения проводилась И. Кружковской, благодаря ей и состоялась публикация через 11 лет после смерти автора.
В следующих публикациях я остановлюсь на всех произведениях А. Л. Полещука подробней, потому что эти произведения стоят того, чтобы их не только читать, но и перечитывать, и даже зачитываться!
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Роман «Арктания» Григория Гребнева – типичный образец приключенческой фантастики 1930-х
Роман Григория Адамова «Тайна двух океанов», 1938 г., в СССР издавался миллионными тиражами