Вспоминаем, какие морские сражения произошли в октябре 1939 года, когда пала Польша и сухопутная война фактически остановилась.
13.10.1939 потопление подводной лодки U-42
Германская подводная лодка U-42 (тип IXA) перехватила Британское грузовое судно Stonepool , которое отделилось от конвоя OB 17 во время перехода из Ливерпуля, Англия в Северную Америку. U-42 всплыла на поверхность и атаковала корабль своим палубным орудием, несколько раз попав в него, затем вынуждена была отступить под точным ответным огнем.
На помощь транспорту пришли Британские эсминцы HMS Imogen (тип I) и HMS Ilex (тип I). Они обнаружили подводную лодку и атаковали её глубинными бомбами, сильно повредив её. Лодка ненадолго смогла всплыть, члены экипажа спрыгивали с неё в воду, затем лодка затонула. Было спасено 20 членов экипажа лодки из 46.
14.10.1939 Подводный рейд на Скапа-Флоу
Атаку на главную базу Британского Королевского Флота с использованием подводной лодки контр-адмирал Карл Дёниц планировал осуществить в первые дни войны. Предполагалось, что рейд достигнет следующих целей: во-первых, вытеснит Флот Метрополии из Скапа-Флоу, что ослабит британскую блокаду в Северном море и предоставит Германии большую свободу для нападения на атлантические конвои; во-вторых, атака была бы символическим актом мести, нанесением удара по той базе, где германский флот открытого моря затопил себя после поражения Германии в Первой мировой войне. Дениц специально подобран для этой задачи капитан-лейтнанта Гюнтера Прина и спланировал налет на ночь с 13 на 14 октября 1939 года, когда будет высокий прилив и безлунная ночь. Подготовке к рейду помогли высококачественные фотографии разведывательного полета Зигфрида Кнемейера (получившего Железный крест за эту миссию), которые выявили слабые места обороны и показали множество целей.
Прину приказали войти в Скапа-Флоу с востока через Кирк-Саунд, проходя к северу от небольшого острова Лемб-Холм, между островами Баррей и Мейнленд . Первоначально Прин принял более южный пролив Скерри за выбранный маршрут, и его внезапное осознание того, что U-47 направляется в неглубокий заблокированный проход, заставило его приказать быстро повернуть на северо-восток. Проходя между затопленными блокшивами Seriano и Numidian подводная лодка зацепилась за кабель натянутый между блокшивами, где была освещена ответами серверного сияния и фарами проезжавшего неподалёку такси, но водитель не поднял тревогу. Войдя в гавань в 00:27 14 октября, Прин установил курс на юго-запад и прошёл несколько километров, прежде чем изменить направление.
К удивлению Прина, якорная стоянка оказалась почти пустой и он приказал развернуться. На обратном курсе сигнальщик на мостике U-47 (Тип VIIB) заметил HMS Royal Oak (тип Revenge), стоящий примерно в 4 км севернее подводной лодки правильно определив цель как линкор класса Revenge . За ним стоял второй корабль, но была видна только его носовая часть. Вторую цель ошибочно опознали как линейный крейсер типа Renown. На самом деле это был гидроавиатранспорт времен Первой мировой войны HMS Pegasus.
В 00:58 U-47 выпустил залп из четырёх торпед из носовых аппаратов, но одна торпеда застряла в аппарате. Две торпеды прошли мимо, а одна торпеда попала в нос HMS Royal Oak в 01:04, потрясая корабль и разбудив команду. Якорная цепь правого борта была разорвана, с грохотом падая в воду через клюзы, но других видимых повреждений не было. Первоначально предполагалось, что произошел взрыв в носовом складском помещении корабля, где хранился керосин. Памятуя о необъяснимом взрыве, уничтожившем HMS Vanguard в Скапа-Флоу в 1917 году, через громкоговорители было сделано объявление о необходимости проверки температуры артпогребах, и многие моряки вернулись в койки, не подозревая, что корабль был атакован.
U-47 развернулась и попыталась сделать еще один выстрел через кормовую аппараты, но торпеды опять прошли мимо. Перезарядив носовые аппараты, подводная лодка ещё раз развернулась и выпустил залп из трех торпед. В 01:16 все трое торпеды попали в центр правого борта линкора. Через пробоины хлынула вода, гася котлы и замыкая распределительные щиты и генераторы, вызывая потерю электроэнергии. Заряды в артпогребах загорелись и последовал взрыв. Линкор быстро накренился на 15 °, что опустило открытые иллюминаторы правого борта в воду, вскоре достиг 45 °. Корабль продержался так ещё несколько минут, прежде чем исчезнуть под водой в 01:29, через 13 минут после второго атаки. 835 человек погибли вместе с кораблем. Среди погибших был контр-адмирал Генри Благроув , командир 2 Дивизии Линкоров (Second Battle Squadron)
14.10.1939 потопление подводной лодки U-45
Германская подводная лодка U-45 (тип VIIB) примерно в 150 морских милях юго-западнее скалы Фастнет Рок (Fastnet Rock), Ирландия обнаружила и атаковала грузовые суда из состава конвоя KJF-3. Были поражены торпедами и потоплены: Британское судно Lochavon (9205 тонн) и Французское судно Bretagne (10108 тонн). Британское судно Karamea (10350 тонн) избегло попадания торпеды, так как торпеда взорвалась преждевременно.
Британские эсминцы HMS Icarus (тип I), HMS Inglefield (тип I), HMS Intrepid (тип I) и HMS Ivanhoe (тип I) обнаружили подводную лодку и успешно атаковали её глубинными бомбами. Подводная лодка затонула со всем экипажем.
17.10.1939 Воздушный рейд на Скапа-Флоу
Не совсем морское сражение, но налёты базовой авиации на флот, как будет видно в других месяцах войны и в других сражениях, регулярно наносили серьёзный ущерб или приводили к потоплению кораблей.
17 октября 4 германских средних бомбардировщика Ju-88 из состава 1 эскадрильи 30 бомбардировочной эскадры (1 Staffeln, Kampfgeschwader 30) атаковали бомбами Британский линейный корабль HMS Iron Duke (тип Iron Duke, принят в состав флота в марте 1914 года) использующийся как плавучая зенитная батарея в Скапа-Флоу. От нескольких близких разрывов образовались пробоины и линкор начал тонуть. Во избежание затопления командир линкора принял решение выбросить корабль на берег, что было успешно выполнено. 25 членов экипажа линкора погибло.
25.10.1939 Потопление подводной лодки U-16
Германская подводная лодка U-16 (тип IIB) была обнаружена, атакована глубинными бомбами и потоплена Британским корветом HMS Puffin (тип Kingfisher) и вооружённым траулером HMS Cayton Wyke в Английском канале, неподалёку от города Дувр, графство Кент, Англия
Потопление грузовых судов
Германия
Германский тяжёлый крейсер (броненосец) Admiral Graf Spee (тип Deutschland) захватил и потопил 4 грузовых судна: 5 октября южнее Фритауна, Сьерра-Леоне, 7 октября в Южной Атлантике, 10 октября в Южной Атлантике и 22 октября в Южной Атлантике.
Германский тяжёлый крейсер (броненосец) Deutschland (тип Deutschland) захватил и потопил 2 грузовых судна: 5 октября в 500 милях восточнее Бермудских островов и 14 октября в 400 милях восточнее Ньюфаундлена.
Германские подводные лодки потопили 27 грузовых судна Союзников, одна из них 8, в том числе 3 в один день - U-37 (тип IXA) - 1(8), 2 (12), 3 (15), 4(17), 5(24), 6(24), 7(24), 8(30)
Союзники
Французский лёгкий крейсер Duguay-Trouin (тип Duguay-Trouin) захватил и потопил 1 грузовое судно 16 октября юго-западнее Дакара, Сенегал.
Британский вспомогательный крейсер HMS Rawalpindi захватил и потопил 1 грузовое судно 18 октября в Датском проливе между Гренландией и Исландией.
Британский вспомогательный крейсер HMS Scotstoun 19 октября захватил 1 танкер около Рейкьявика, Исландия. 21 октября захватил и потопил 1 грузовое судно в Датском проливе между Гренландией и Исландией.
Британский лёгкий крейсер HMS Caradoc (тип C) вместе с канадским эсминцем HMCS Saguenay (тип River) 23 октября захватили и потопили 1 танкер в Юкатанском проливе между Мексикой и Кубой.
Подорвалось на минах и затонуло 15 грузовых судов, также подорвались на минах и затонули 2 германские подводные лодки.