Продолжая тему о женщинах-композиторах дореволюционной России, хочу рассказать ещё несколько историй. К сожалению, в большинстве случаев о женщинах, сочинявших музыку в ту эпоху, почти ничего не известно. Но из этого грустного правила всё же есть исключения.
Элла Георгиевна Адаевская
Элла Георгиевна Адаевская (настоящая фамилия - Шульц) родилась 10 февраля 1846 года в Санкт-Петербурге, в семье врача-прозектора, писателя, собирателя эстонского и финского фольклора Егора Христиановича Шульца. Он также перевёл "Горе от ума".
Мать Эллы, Теодора Шульц, была преподавательницей музыки, родом с севера Германии.
С восьми лет девочка училась игре на фортепиано у Адольфа Гензельта, который жил в Петербурге с 1838-го года и преподавал в женских институтах. Мать Эллы была его ученицей и ассистенткой.
Свой первый концерт Элла дала зимой 1861-1862 годов. И он имел большой успех! В 1862-м году девочка поступила в только что открытую Петербургскую консерваторию. Там она занималась у Антона Рубинштейна и Александра Дрейшока по классу фортепиано. А затем, как композитор, училась у Н.И. Зарембы и А.С. Фаминцына.
После окончания учёбы Элла начала сольную карьеру под псевдонимом Адаевская. Псевдоним был взят из буквенных обозначений ударов литавр в увертюре к опере Глинки "Руслан и Людмила": A, D, A, то есть ля, ре, ля.
Элла Адаевская выступала с концертами в России и за границей. В 1870-х она сочинила несколько хоров для придворной капеллы. Ею написаны также две оперы: "Непригожая" (1873-й) и "Заря свободы" (1877-й). Вторая опера посвящена царю Александру II, она была разрешена цензурой в изменённом виде.
Помимо этого, Элла занималась изучением музыки древней Греции и славянского народного музыкального фольклора. Вдохновившись этим трудом, в 1881-м году она написала "Греческую сонату" для кларнета и фортепиано, в которой были использованы четвертитоновые интервалы.
С 1882-го по 1911-й Элла с сестрой-художницей Паулиной Гайгер и её тремя детьми жила в Венеции. Она выступала в частных салонах и писала статьи на музыкальные темы. Наша героиня была активной и видной участницей венецианской культурной жизни, а её таланты пианистки, композитора и музыковеда высоко оценивались и имели широкое признание.
Её итальянские композиции в основном представляют собой песни - "24 прелюдии для голоса и фортепиано", 1903-1907-ой. Тексты были написаны племянником Эллы, Бенно Гейгером.
В 1911 году наша героиня переезжает в Германский Нойвид. В замке Зегенхаус под Нойвидом она вместе с подругой, баронессой Франциской фон Лоэ, её дочерью Маргаритой и королевой Румынии Елизаветой фон Вид (писавшей стихи под псевдонимом Кармен Сильва) организует музыкально-литературный кружок.
В этом замке Элла провела первую мировую войну.
Адаевская была, помимо всего прочего, признанным этномузыковедом: занималась музыкальным фольклором. И список её интересов в этой сфере впечатляет: русский фольклор, славянский, греческий, итальянский, татарский, эстонский, кельтский... Её работы публиковались в музыковедческих изданиях разных стран.
Элла Георгиевна умерла в возрасте 80-ти лет, в 1926-м году в городе Бонн.
Ольга Христофоровна Агренева-Славянская
Ольга родилась в 1847 году. Её мать, С. М. Верховская, происходила из старинной дворянской семьи. Отец умер рано, и после его смерти девочка попала в Смольный институт в Санкт-Петербурге.
Впоследствии Ольга вышла замуж за певца, хорового дирижёра и собирателя народных песен Д.А. Агренева-Славянского.
Ольга сотрудничала с мужем, стала составительницей сборников народных песен, исполнявшихся "Славянской капеллой". Она также писала статьи о народной музыке, которые печатали в периодических изданиях, в том числе в журнале "Русская мысль".
И, конечно, Ольга сочиняла музыку. Известно о публикациях её вокальных сочинений. Например, она написала либретто оперы "Боярин Орша" (композитором был её сын Кирилл). Как композитор Ольга занималась обработкой музыки к романсу "Элегия" Александра Аммосова, более известному как народная песня "Хасбулат удалой".
Она была признанным этнографом, действительным членом Императорского русского географического общества, "Общества авторов и композиторов" (Париж), Географического общества в Испании и Португалии, Исторического общества «Атенес» в Барселоне, Учёной архивной комиссии в Твери.
А ещё - кавалером иностранных орденов "За науки и искусства".
Ольга Христофоровна умерла 20 декабря 1920-го года в Ялте.
Дети Агреневых-Славянских, Юрий, Кирилл и Маргарита, также связали свою жизнь с музыкой.
Женщины - композиторы в Российской империи, и почему мы о них ничего не знаем.
Как романсы забытой женщины-композитора прошлого обрели вторую жизнь.
Иоганн Штраус и Ольга Смирнитская: любовь к музыке и не только.
Надежда Самсонова, которая сделала мир вокруг себя лучше.
Источники: Википедия.
#история #история россии #музыка #культура #искусство