Мы покупаем постоянно. Дороже или дешевле, сразу или в рассрочку, наличными или по обмену.
Когда мы покупаем, нам хочется платить за самое лучшее. Не переплачивая.
И если покупая нечто осязаемое - то, что можно пощупать, проверить, попробовать - мы можем в своем решении "брать - не брать" опираться на какие-то физические ощущения, то покупая услугу, действуем на уровне подсознания.
Кто-то кого-то порекомендовал, кто-то на кого-то произвел благоприятное первое впечатление, - это эмоции или ориентир на чужое, субъективное мнение, покупка из разряда "кот в мешке".
Когда мы покупаем курицу, то оцениваем ее по внешнему виду и запаху; выбираем машину – записываемся на тест-драйв; понравилось платье – идем в примерочную.
А если ищем специалиста, чтобы получить от него услугу? Как определить, что дом, построенный этим каменщиком, не рухнет через неделю, а электропроводка, проложенная этим электриком, не сожжет Вашу квартиру на следующий день? И кто сказал, что, обещая Вам исправить улыбку, стоматолог не имеет ввиду какие-то свои стандарты?
Так, быть может, гарантия, которую нам дают, обещая исполнение нашей цели, и есть выбор для «брать – не брать», если других критериев нет?
Может быть. При одном условии – если эта гарантия дается на то, что РЕАЛЬНО может быть гарантировано. Сейчас объясню, что имею в виду.
Возьмем для примера две услуги: нужно отремонтировать крышу и убрать лишний жир на животе. Соответственно, рассматриваем гарантии двух кардинально отличающихся специалистов: строителя и косметического хирурга. Если после ремонта крыши первый же дождь оставит потоп в Вашем доме, то гарантия сработает (по крайне мере, должна сработать; нет – взыскание через суд): кровельщик за свой счет будет переделывать работу до тех пор, пока результат – непротекающая кровля – будет достигнут. Не захотите, чтобы исправлял свои огрехи тот же мастер, сможете вернуть свои деньги и нанять другого специалиста.
Косметический хирург тоже даст гарантию на то, что из-под его скальпеля тетя-бегемотя выпорхнет трепетной ланью. Даст-то он ее даст, но вот если вместо трепетно лани – да крокодил… Изуродованное тело – не протекающая крыша, переделывать до желаемого результата может и не получиться. И на кой (простите!) Вам та гарантия будет нужна? Деньги-то вернут (скорее всего, и то не факт), а вот перекошенную талию не спасти, даже если закачать тот жир обратно.
Вывод: гарантия гарантии рознь. И прежде чем радостно заключать договор, опираясь на заверения о гарантированном результате, сто раз взвесьте, какой именно результат Вам гарантируется, и не увидите ли Вы в зеркале то, что увидел там неглупый вроде кот Том, одураченный мышонком Джерри?
Гарантия юриста по природе своей ближе к гарантии хирурга, нежели прораба. С той разницей, что гарантия юриста изначально может сказать внимательному клиенту, не держат ли его за болвана в старом польском преферансе.
Если юрист дает гарантию ВЫИГРЫША Вашего дела в суде - бегите от него без оглядки! Даже стопроцентно выигрышное дело может быть проиграно: не известно, какими козырями располагает оппонент, и какие нормы права применит судья в своем решении.
У меня в практике был случай, который раз и навсегда отучил меня прогнозировать исход дела. И хотя прошло тому лет восемь, этот процесс остался самым показательным для меня в плане непредсказуемости судебного решения.
Я представляю интересы клиентки, чью квартиру выставили на торги. Мы – истцы, в оппонентах у нас служба судебных приставов, комитет по управлению имуществом, организатор торгов. Основание для иска – разница в протоколах о результатах проведенных торгов: два документа под одним номером, от одного числа, по результатам одной и той же процедуры. Но – у судебных приставов-исполнителей ход торгов отражен совсем по-иному, чем в экземпляре Комитета. Заседание длится три часа, в течение которых судья несколько раз повторил нашим оппонентам, что иск заявлен обосновано и он должен будет его удовлетворить. Ожидая в коридоре решения суда, я радостно потирая руки, спешу по телефону обнадежить клиентку. Ага, щас! Решение суда: в иске отказать. Понимаете, от-ка-за-ть! После того, как судья САМ заявлял в процессе о его обоснованности.
Не буду сейчас разбирать то решение и то дело (его, кстати, мы в итоге выиграли, и ипотечная квартира была возвращена должнице) – я другой целью я о нем рассказала: в качестве примера, когда рухнула уверенность в победе даже не сто-, а пятисотпроцентная.
Справедливости ради следует отметить, что сейчас, когда аудиозапись судебного заседания стала обязательной, подобные «выверты» практически исключены, но речь о другом: суд – это система, воевать с которой трудно, и исход битвы, как любого сражения, предугадать невозможно. Прогнозировать – да, взвешивать шансы – обязательно, вырабатывать тактику и стратегию боя – само собой разумеется, прилагать все силы для победы – безусловно. Но ГАРАНТИРОВАТЬ победу – НИКОГДА!
Единственное, что может гарантировать юрист – что СВОЮ работу он выполнит на самом высоком уровне: исполнит все взятые на себя обязательства качественно и в срок.
И если, например, Ваш юрист, позиционировавший себя как супердобросовестного и исполнительного, не явился в суд, пропустил срок на подачу жалобы – это стопроцентный повод для предъявления ему претензий. Хотя за подобные промахи предъявить претензию и потребовать возврата гонорара можно и без каких-либо предварительных гарантий. Правда, при одном условии – если оформлен договор об оказании юридической помощи, в котором четко прописаны все условия, в том числе – обязательства юриста.
ИТАК, резюмируем. Гарантия юриста – показатель его добросовестности и профессионализма. Не пренебрегайте изучением ее условий, досконально расспросите юриста, к которому пришли на прием, какой смысл он вкладывает в свои слова «Я гарантирую». Одного этого может быть достаточно для того, чтобы принять решение о сотрудничестве. Или отказаться от него.