Мировая литература изобилует произведениями поистине странными, страшными, таинственными или даже отвратительными по сути своей. Однако есть такие книги, тайны создания или смысл которых не могут разгадать и найти до сих пор лучшие умы человечества. По поводу них не утихают споры и молва о них разносится по всему миру и поныне. Многие исследователи выпускают на основе анализа этих произведений собственные книги, где излагают свои мысли на пути разгадки тайн этих рукописей. Однако сегодня мы лишь кратко поговорим об этих необычных произведениях в основном древней и средневековой литературы.
Вообще, начать рассказ следует с книги Эдварда Брука-Хитчинга "Библиотека безумца" (The Madman`s Library), которой мы обязаны идеей для статьи, которую вы сейчас читаете. Писатель потратил почти десять лет жизни на поиск самых странных, таинственных и жутких книг в мире. В своем произведении он описывает самые необычные книги и рукописи в истории человечества, рассказывает об истории их создания и об авторах этих книг. Среди них — книги в переплете из человеческой кожи, Библия с пистолетом внутри, послания марсиан, записанные экстрасенсом, договоры с дьяволом и многое другое. Некоторые из этих книг имеют лишь странную обложку и оформление, содержание же остается вполне обычным, и о них сегодня разговор мы вести не будем. Мы поговорим о книгах с поистине жутким или необъяснимым содержанием и только.
Для составления этой статьи был собран топ-книг, которые мне показались наиболее интересными и таинственными. Начнем с конца.
5 место: Декреталии Григория IX.
Для начала разберемся, что такое "декреталии" и кто такой Григорий IX.
Декреталии — это постановления римских пап в форме посланий. В отличие от энциклик (основного папского документа по тем или иным важнейшим социально-политическим, религиозным и нравственным вопросам), декреталии оформлены как письмо конкретному адресату, ответ на вопрос, обращенный к папе по частному делу, разрешение которого может служить общим правилом.
Можем сделать вывод из определения слова "декреталии", что Григорий IX был ни кем иным, как Папой Римским, взошедшим на папский престол 19 марта 1227 года и умерший 22 августа 1241 года. Персонаж вообще достаточно интересный, так как, будете удивлены, но именно он учредил инквизицию (церковный трибунал - обнаружение, наказание и предотвращение ересей) как таковую, являлся поборником Северных крестовых походов (на Русь), а также закрепил учение о "вечном рабстве евреев". Но, поговорим, о, собственно, странностях декреталий. Что же может быть странного в постановлениях Папы Римского?
Вообще декреталии создавались как иллюстрированная рукопись, украшенная каллиграфией и рисунками. В этом не было ничего необычного, хоть это и был долгий и дорогостоящий процесс, для религиозных манускриптов того времени это было обычным делом. Но открывая декреталии Григория IX можно найти поистине странные вещи, никак не вяжущиеся с текстом самих декреталий. По страницам между абзацев текста разбросаны рисунки, на которых изображены сцены насилия, причем достаточно странные: огромные кролики размером с человеческий рост, обезглавливающие людей, гуси, линчующие волка, гигантские улитки, нападающие на человека, птицы, убивающие мужчину, который тщетно пытается защититься, и так далее. До сих пор непонятно, добавлены ли эти рисунки в рукопись непосредственно во время издания декреталий, или уже немного после. Да даже и это не так важно. Главный вопрос - зачем? Зачем в своде постановлений Папы Римского появляются жестокие сцены насилия странного содержания, где огромные странные на вид животные расправляются с людьми? Объяснения этому до сих пор не нашлось.
4 место: Книга Сойга.
Книгой Сойга, также известной под названием Альдарайя, называют средневековую рукопись, написанную в начале XVI века, и по сути своей являющуюся астрологическим трактатом о магии и паранормальном. Автор книги неизвестен. Она содержит в себе заклинания, разнообразные знания в области астрологии, демонологии и т.д. Вопрос, почему книга названа книгой Сойга до сих пор остается открытым, однако есть теория, что это написанное наоборот слово «агиос», что в переводе с греческого значит «святой». Эту рукопись связывают в основном с именем британского натурфилософа, математика, географа, астронома, по некоторым данным - мага и чернокнижника Джона Ди, который посвятил годы на изучение книги Сойга.
Книга содержит в себе множество зашифрованных посланий и таблиц. Текст её написан на латыни, и он был вполне понятен, хоть некоторые слова и были зачастую написаны задом наперед, расшифровать их не составляло трудности. С таблицами и числовыми головоломками всё оказалось куда сложнее. Джон Ди, согласно легенде, владел копией книги Сойга, и большую часть своей жизни потратил на расшифровку таблиц из этой книги. Ради этого он встречался с различными европейскими медиумами, провидцами и прорицателями. Всего книга Сойга содержит 36 закодированных таблиц, каждая из которых содержит 36 строк и 36 столбцов. Если посчитать общее число знаков во всех таблицах, оказывается, что их более 46 тысяч.
Зачем вообще расшифровывать эти непонятные таблицы, спросите вы?
Согласно легенде, Джону Ди удалось для разгадки этих таблиц призвать в ходе ритуала архангеля Уриэля. Тот, в свою очередь, поведал, что 36 таблиц, содержащиеся в книге, содержат тайные знания, которые Адам получил от Бога в Эдемском Саду и что ключ к представленным в книге таблицам знает только архангел Михаил. Конечно же, данная книга занимала умы многих выдающихся личностей того времени, ведь шутка ли - разгадать тайные знания от самого Господа, переданные Адаму? Однако, хоть Ди и использовал множество способов расшифровки, прибегал к помощи медиумов, и потратил почти всю жизнь на расшифровку книги, успеха он так и не добился. Книга Сойга же осталась нерасшифрованной и поныне. Две найденные в 90-е годы 20-го столетия копии книги хранятся в Великобритании.
3 место: Кодекс Гигас или Библия Дьявола.
Кодекс Гигас, также называемый Гигантским Кодексом или Библией Дьявола является, вероятно, самым большим манускриптом в мире. Создан был в XIII веке в монастыре бенедиктинского ордена в Чехии. Гигантским манускрипт называется по причине его размеров - листы высотой 90 сантиметров, а шириной - 50 сантиметров. Всего в книге 310 листов, толщина книги составляет 22 сантиметра, а вес - 75 килограммов, таким образом, сдвинуть книгу с места представляется возможным только совместными усилиями двух человек. Изначально листов было 320 (640 страниц), но восемь были кем-то вырезаны, и ещё два листа, к сожалению, утрачены. Считается, что пергамент был выделан из шкур ослов, на что потребовалось умертвить 160 животных. Фолиант содержит полный текст Библии, труды Иосифа Флавия, «Этимологии» Исидора Севильского, «Чешскую хронику» Козьмы Пражского и другие тексты — все на латинском языке. По всей видимости, в книге были отражены абсолютно все знания, которыми обладали бенедиктинцы на тот момент.
Перейдем к моментам, объясняющим, почему книга вообще попала в этот топ:
Странность номер 1: почерк в этой книге очень однородный, все буквы практически одной высоты вплоть до миллиметра, что тогда было практически невозможно, и текст на листах напоминает больше машинную печать на печатном станке, чем рукопись.
Странность номер 2: почерк и иллюстрации на всех страницах идентичны друг другу, что наталкивает на мысль, что весь труд был написан одним человеком. Отмечу, что на создание такого труда по подсчетам ушло около 30 лет.
Вроде, всё нормально, священные тексты, ну и ладно, что буквы одинаковые, ладно, что большой, писать долго, почему же он Дьявольский-то? Вот только Библией Дьявола прозван манускрипт был неспроста. В книге со священными текстами содержатся полностраничные рисунки Сатаны. Также бытует мнение, что книга эта была написана одним монахом, которого наказали и долгие годы продержали взаперти, чтобы он писал данный манускрипт. В ходу также легенда, что этот самый монах написал эту книгу всего за одну ночь, призвав на помощь Дьявола.
2 место: Кодекс Серафини (Codex Seraphinianus).
Самая современна книга в нашем топе. Автор - Луиджи Серафини, итальянский архитектор и промышленный дизайнер, выпустивший свою книгу в конце 1970-х. Книга содержит приблизительно 360 страниц и является визуальной энциклопедией неизвестного мира, написанной на неизвестном языке с непонятным алфавитом.
На создание этой книги Луиджи Серафини натолкнула Рукопись Войнича (о ней - ниже), рассказ Хорхе Луиса Борхеса «Тлён, Укбар, Орбис Терциус», творчество Иеронима Босха и Маурица Эшера.
В кодексе Серафини содержатся одиннадцать глав и две части - первая о природе, вторая - о человеке. Выдуманный язык в книге основан на западной традиции письма, то есть текст идет слева направо, используются заглавные и строчные буквы. Некоторые буквы можно увидеть только в начале или в конце слов, как в группе семитских языков. Петли и даже узлы, которыми изображаются криволинейные, нитевидные буквы, напоминают о сингальском письме. Уже много десятилетий выдуманный язык бросает лингвистам вызов, и до сих пор остается нерасшифрованным. Расшифровать удалось только метод нумерации страниц, которые представляет собой не типичную нумерацию по порядку. Метод нумерации в кодексе Серафини - это вариант позиционной системы счисления по основанию 21. Стоит отметить иллюстрации - они представляют собой сюрреалистичную пародию на вещи из реального мира: кровоточащие фрукты; занимающаяся сексом пара, превращающаяся в крокодила и т. д.
Сам автор объясняет смысл своей странной "энциклопедии" так: "Я хочу, чтобы мой алфавит в книге передавал читателю то же ощущение, что испытывает ребёнок, не умеющий читать и разглядывающий книгу, написанное в которой, как он знает, понятно взрослым".
1 место: Рукопись Войнича.
Первое место, на мой взгляд, по праву занимает манускрипт Войнича. Он также, как и Кодекс Серафини, написан неизвестным автором неизвестными символами на непонятном языке.
Точное время изготовления манускрипта установить не удалось, однако документально история существования этой книги прослеживается с XVI века. Манускрипт носит имя не автора, так как он не известен, а имя антиквара Вильфреда Войнича, который приобрел книгу в 1912 году у Общества Иисуса.
В книге есть несколько разделов, которые удалось определить исключительно по иллюстрациям - Ботанический, Астрологический, Биологический, Космологический, Фармацевтический и Рецептный. Однако и с опознаванием изображаемых на иллюстрациях предметов не все так гладко. Например,в ботаническом отделе изображены не реальные растения как таковые целиком и полностью, а, например, гибриды двух-трех реальных растений, не существующие в природе, полностью выдуманные. Например, цветы у растения могли принадлежать одному виду, корневая система - другому виду и и так далее.
Предположительно, рукопись служила фармакопеей или отдельными темами средневековой медицины, но это предположение, опять же, основано на иллюстрациях и не объясняет, например, наличие в книге космологического и астрологического разделов или неверного изображения трав и растений.
Текст написан слева направо, как и классическое европейское письмо, однако, в рукописи нет обычной пунктуации. Почерк устойчив и чёток, как если бы алфавит был привычен писцу и тот понимал, что именно он пишет.
В книге более 170 000 знаков, обычно отделённых друг от друга узкими пробелами. Большинство знаков написаны одним или двумя простыми движениями пера. Почти весь текст написан алфавитом из 20—30 букв. Исключение составляют несколько десятков особенных знаков, каждый из которых появляется в книге не более 1—2 раз. Частотный анализ текста, выполненный в 1976 году выявил его структуру, характерную для естественных языков. Однако язык рукописи Войнича кое в чём не похож на существующие европейские языки. Например, в книге почти нет слов длиной более десяти «букв» и почти нет одно- и двухбуквенных слов. Внутри слова буквы распределены так же своеобразно: некоторые знаки появляются только в начале слова, другие — только в конце, а некоторые — всегда в середине — расположение, присущее арабскому письму, но не латинскому или кириллическому алфавиту.
В общем и целом - сплошные загадки. Непонятные иллюстрации, много веков не расшифрованный текст, не до конца ясная цель манускрипта по праву делает Рукопись Войнича эдаким "Королем" в мире нерасшифрованных книг в мировой литературе.
Если вам понравилась статья - подпишитесь и не забудьте оставить комментарий.
В планах написать статью про самые странные книги художественной литературы и отдельную статью про манускрипт Войнича. Если интересно - оставьте комментарий, так я буду знать, что и вы ждете эти статьи :)
До скорых встреч,
Ваш Покорный Слуга
#литература #загадки древности #история искусства #искусство #загадки истории #загадки человечества #книги