Найти тему
Валерий Печейкин

Почему мне жаль Виктора Пелевина

Очень жаль Пелевина. Сейчас он тратит свой последний ресурс — публичность. Возможно, нужно поддержать таким образом прокат "Ампира V", не знаю. Но если Виктор Олегыч будет и дальше в этом темпе раздавать интервью, сливать фотки и рассылать двойников, то к концу года он появится на в изданиях "Тёщин язык" и "Зятёк". Раздел "Умора".

Очередной порции искрометного юмора в духе "#metoo — мету" или "транс — это баба с шестью яйцами, гыгыа" я не выдержу, поэтому читать новый роман Пелевина не буду и вам не советую.
Сергей Лебеденко
Виктор Пелевин
Виктор Пелевин

Честно говоря, пелевинский юмор уже давно в ментальном плену у "зятька", во всяком случае позиции по ключевым вопросам современности одинаковые: художники — [меньшинства], феминистки — дуры, правдоборцы — [брехуны]. А над всем этим стихийный русский буддизм. Пелевин как дед, который уже двадцать лет показывает фокус с исчезающим большим пальцем. Был палец, нет пальца... Но был ли палец, когда ты считал, что он был? На этом движке Пелевин написал уже очень много книг. За это, конечно, нужно благодарить российского читателя, которому очень нравятся две парные мысли: 1) в России ничего не меняется; 2) а, может, ничего на самом деле не было, поэтому нет и не будет. Так беспомощность оказывается философией. Читателю нравится, писателю тоже. Виктор Олегович продолжает показывать, как большой палец исчезает с вершины его кулака.

Обложка журнала Esquire, фото Ромы Супера
Обложка журнала Esquire, фото Ромы Супера

В Esquire, где вышло интервью Ромы Супера с Пелевиным, есть и еще одно — воображаемое — интервью. Минаева с Бретом Истоном Эллисом (по-настоящему великим писателем). Его "Американский психопат" и "Гламорама" до сих пор как башни-близнецы над всей современной литературой. Только почему-то сказано, что Б.И. Эллис не дает интервью. На самом деле дает (просто редко) Ларри Кингу, Бену Шапиро и проч. При этом у Эллиса, при всей его закрытости, есть биография и даже личная жизнь: отношения с отцом из которых вырос образ Патрика Бэйтмена, любовники, их смерти, вещества. И если Эллис говорит, что весь мир — это декорации, то он говорит об этом так точно и вовремя, то у читателя возникает сомнение в реальности мира, построенного на иллюзии (успеха, прежде всего). Пелевин же долдонит это 3/4 книги, всех книг. В конце концов становится заметны не просто сомнения писателя в реальности, но и отрыв от нее. Пелевин уже много лет гуглит, что там Россия, как там русские, которых бьют, которые бьют, которые рождаются и умирают. Раз в году он направляет им книгу. Его палец — большой или средний — на мгновение появляется, чтобы снова исчезнуть. Фокус работает. Зачем учиться новым?

#виктор пелевин #литература #новости #популярные люди