Сразу напишу формулу для оценки стоимости бизнеса: 🤓+🧳+12*💰+🥳+🎁<=18*💰
13 просмотров
Если обратиться напрямую в интернет, то можно увидеть, три основных подхода к оценке бизнеса:
- Доходный.
- Затратный.
- Сравнительный.
Вся печаль в том, что эти подходы больше теоретические, потому что их можно использовать если бизнес на 85-90% работает в «белую».
В моем понимании в «белую» это:
- Все сотрудники оформлены, хотя бы на минималку,
- Активы заведены на баланс юридического лица,
- Платится хотя бы 50% налогов.
Как понимаешь, малый бизнес, в очень редких случаях, может себе позволить выполнить эти условия.
Поэтому, в России для оценки бизнеса перед продажей используется коктейль🍹 из этих трех подходов.
Как же понять, за какую цену реально продать свой бизнес в России в ближайшие 12 месяцев?
Первый шаг
Владельцу бизнеса нужно полностью отключить эмоции и воспоминания о том, сколько энергии и сил было вложено в бизнес, потому что вряд ли реальный покупатель бизнеса будет готов платить деньги за твои прошлые эмоции и трудозатраты.
На этом шаге, часто можно попасть в ментальную ловушку завышенной стоимости бизнеса.
Я её называю «эротическая фантазия» владельца бизнеса.
Естественно - эта фантазия о миллионах или миллиардах, за свой бизнес не имеет ничего общего с возможностью реальной сделки в ближайших год. А на больший срок расчет стоимости уже будет не актуален, как показал локдаун 2020 года.
Итогом этого шага будет «холодная голова»🤓
Второй шаг.
Составить список всех материальных активов и посчитать их стоимость продажи с «молотка»(на Авито) сегодня.
Например, у тебя есть товарный остаток, мебель из офиса и сырье.
Нужно посчитать, сколько будут стоить эти материальные активы при продаже с дисконтом. Без рекламных затрат. Может быть конкуренту, оптовику или тематической площадке объявлений.
Еще раз, важный момент - !Стоимость продажи без рекламных затрат!И товарный остаток считаем почти по себестоимости, а не по розничной цене.
Итогом этого шага будет «стоимость того что можно потрогать»🧳
Третий шаг.
Создать таблицу финансовых потоков в месячном разрезе, желательно за последние 3 года.
Минимальный набор строк для таблицы: Оборот, Расходы: Себестоимость продукта, Заработная плата, Рекламные затраты, Налоги, Чистая прибыль.
Для примера, я прикрепил скрин таблицы, которую я делал для одного из бизнесов.
Важно понимать, что эта таблица не для подтверждение доходов, а только для общего понимания экономики бизнеса.
Её можно будет показать потенциальному покупателю чтобы он понимал как обстоят дела с денежными потоками в бизнесе.
Потребность в создании такой таблицы возникает в 9 из 10 бизнесов, которые я помогаю продать, потому что редко, встретишь собственника, который ведет структурированный отчет по финансам в единой таблице.
В лучшем случае - это бухгалтерская или управленческая отчетность, и она не даёт общей картины финансов покупателю, который не разбирается в тонкостях нового бизнеса.
Итогом этого шага будет почти самый важный показатель оценки стоимости бизнеса из всех, «среднемесячная прибыль бизнеса»💰
Четвертый шаг.
Составить список нематериальных активов и оценить их.
Например, база клиентов, репутация на рынке, торговый знак, юридическое лицо, заключенные договора на будущие обороты в бизнесе, сайт, трафик с поисковиков, рекламные кабинеты, команда в бизнесе, документация, выстроенные бизнес процессы.
Этот шаг имеет минимальную корреляцию с цифрами, но играет очень важную роль в создании ценности предложения о покупке бизнеса.
Потому что для покупателя - приобретение нового бизнеса, это не только сухие цифры, но еще и эмоции.
И чем больше ярких и позитивных эмоций будет вложено в этот процесс, тем больше денег ты получишь за свой бизнес.
Итогом этого шага будет «яркие эмоции покупателя»🥳
Пятый шаг.
Я его называю «Упаковка бизнеса».
А суть в том, что не все бизнесы можно продать в текущем их состоянии, чаще всего, требуются небольшие преобразования и доработки для успешной сделки.
Например, бизнес процессы в голове у собственника, а не на бумаге.
Офис или помещение, требует минимального косметического ремонта, что бы покупателю бизнеса можно было показать это помещение и он не убежал от вида обшарпанных стен или покосившейся мебели.
Кстати, бюджет на этот этап обычно в пределах 15-30 тыс. рублей.
Скрипты продаж у менеджеров в голове, а не на бумаге.
Звездный заказчик или премия за продукт и благодарности от клиентов - лежат в шкафу, а не на самом видном месте.
Этот пункт, можно продолжать почти бесконечно, в зависимости от особенностей бизнеса.
Скажу только одно. Из моего опыта: профессиональная упаковка - это почти гарантия продажи бизнеса за вменяемые деньги.
Итак, на последнем шаге мы получаем «Упаковку бизнеса»🎁
Ура! Ответ, на главный вопрос о стоимости твоего бизнеса почти готов.
Вспомним нашу формулу для оценки бизнеса: 🤓+🧳+12*💰+🥳+🎁<=18*💰
Рассмотрим каждое слагаемое подробно:
Первое слагаемое «Холодная голова»🤓 владельца бизнеса, что бы не провалиться в «эротическую фантазию» о стоимости бизнеса
Прибавляем
«Стоимость того что можно потрогать»🧳 - главное по цене с дисконтом на быструю продажу без рекламных затрат.
Прибавляем
«Среднемесячную прибыль бизнеса»💰 умноженную на 12 месяцев
Прибавляем
«Яркие эмоции покупателя»🥳, которые должны быть выведены в пиковое значение на момент сделки.
Прибавляем
«Упаковку бизнеса»🎁 для того чтобы можно было в принципе провести сделку
Получаем итоговую стоимость, которая не должна превышать цифру в 18 среднемесячных прибылей.
Действуй по описанным выше шагам и ты сможешь сегодня же понять сколько стоит твой бизнес, если его продать в ближайшие 12 месяцев.
Вопросы задавайте в комментариях или пишите в личку