Найти тему
машина

ГАЗели-барбухайки, спецвыпуск: фургон для пассажиров

Отдельного разговора заслуживают компании, которые на протяжении доброго десятка лет занимались переделкой грузовых фургонов ГАЗ-2705 в микроавтобусы – идентичные по виду аналогичным машинам самого завода ГАЗ. Одних только фирм, официально получавших на свои «поделки» Одобрение типа транспортного средства, наберется более десятка, а ведь помимо них существовали и совсем мелкие конторки, «пилившие» фургоны по разовым разрешениям на переоборудование. Рассказ о таких машинах мы хотели дать последним постом в цикле публикаций о ГАЗелях-барбухайках, рассмотрев сперва в алфавитном порядке все конструкции с самобытными кузовами. Но в комментариях нам уже начали задавать вопросы, почему мы пропускаем некоторые предприятия – имея в виду как раз тех самых «фургонопередельщиков». В этой связи принято решение опубликовать пост о «фургонбусах» прямо сейчас – в качестве этакого спецвыпуска. В общем, приятного просмотра и погружения в атмосферу начала 2000-х! ))

Текст: Николай Марков, Денис Дементьев

(Фото Н.Маркова, 2008 г.)
(Фото Н.Маркова, 2008 г.)

Рецепт создания автобуса из грузовой ГАЗели был прост: в бывшем грузовом отсеке вырезались оконные проемы, прилаживалась примитивная внутренняя обшивка и ставились хоть какие-нибудь сиденья. Причем последние порой вообще были «бэушными» – такое сплошь и рядом встречалось с машинами, переоборудованными в частном порядке. Едва ли не все ГАЗели-«фургонбусы» являлись 15-местными: на практике это означало, что сиденья в салоне были расставлены со столь малым шагом, что воспользоваться некоторыми из них высокие люди не могли в принципе. Настоящая заводская 13-местная «маршрутка» ГАЗ-322132 на фоне этих поделок выглядела настоящим лимузином, однако перевозчики упорно предпочитали покупать именно 15-местные «перепилки». И это понятно – ведь пара лишних мест в салоне гарантировала неплохую прибавку к дневной выручке, в то время как думать об удобстве пассажиров в то время вообще было чуть ли не дурным тоном.

Вот как раз классический пример 15-местного салона в стандартном кузове ГАЗели, но с высокой пластиковой крышей. Людям ростом чуть выше среднего сидеть слева у окон было почти невозможно: ноги не помещались в отведенное пространство
Вот как раз классический пример 15-местного салона в стандартном кузове ГАЗели, но с высокой пластиковой крышей. Людям ростом чуть выше среднего сидеть слева у окон было почти невозможно: ноги не помещались в отведенное пространство

Возникает резонный вопрос: а каким же образом все эти машины вообще умудрялись получать одобрение типа транспортного средства? И тут обнаруживается один интересный момент: многие ГАЗели-«фургонбусы» сертифицировались именно как 13-местные! Получается, что в 15-местные они превращались уже после получения ПТС по разовым разрешениям на переоборудование либо вообще без каких-либо разрешений – то есть кустарно. Вот такой вот детектив. Те времена давно ушли в прошлое: новые 15-местные ГАЗели-«маршрутки» давным-давно не появляются на дорогах, а старые в большинстве своем отработали ресурс и либо обратно превратились в грузовики, либо сгинули в печах вторчермета. Что же касается компаний, которые занимались подобной производственной деятельностью, то одни из них благополучно прекратили свое существование, а другие давно переориентировались на новые виды продукции.

В первой жизни эта машина была микроавтобусом, а когда первый свой ресурс она отжила и продолжать работу на маршруте уже не могла, ее «перепилили» в грузовик, попутно нарастив колесную базу. Обратите внимание, что крыша кабины осталась более высокой, нежели у обычных грузовых ГАЗелей (фото А.Михайлова, 2015)
В первой жизни эта машина была микроавтобусом, а когда первый свой ресурс она отжила и продолжать работу на маршруте уже не могла, ее «перепилили» в грузовик, попутно нарастив колесную базу. Обратите внимание, что крыша кабины осталась более высокой, нежели у обычных грузовых ГАЗелей (фото А.Михайлова, 2015)

Ниже мы постарались вспомнить все фирмы, официально занимавшиеся в России переоборудованием цельнометаллических ГАЗелей-фургонов и Соболей-фургонов в микроавтобусы, «маршрутки» и специальные автобусы (с пассажирской категорией М2 в документах). Кроме того, нам удалось собрать сведения о нескольких производителях, занимавшихся переделкой стандартных пассажирских микроавтобусов завода ГАЗ и оформлявших на эту продукцию собственные одобрения типа транспортного средства. Под переделкой в данном случае подразумевается установка дизельных двигателей, перепланировка салона или монтаж высокой пластиковой крыши. Информация по всем этим предприятиям также приведена ниже в сводной таблице.

-4
-5
-6

Под сокращением АСМП в таблице понимается «автомобиль скорой медицинской помощи». Код WMI – международный идентификационный код производителя, являющийся неотъемлемой частью VIN-кода. В зависимости от объемов производства (более или менее 500 единиц техники в год) присваивается два варианта кодов WMI. В первом случае за предприятием закрепляется оригинальный код из трех символов, располагающихся на первой, второй и третьей позициях VIN; при этом на заводской порядковый номер транспортного средства в VIN отводятся позиции с 11-й по 17-ю. Во втором же случае WMI-код будет состоять из двух частей: на 1…3-ю позиции VIN-кода заносится комбинация Х89, а функцию идентификации предприятия выполняет дополнительный код из трех символов, размещаемых на 12…14-й позициях VIN. Что же касается заводского порядкового номера, то на него в этом случае отводятся лишь три последних позиции VIN-кода (15…17-я). Ниже в качестве примера мы приводим расшифровку двух VIN-кодов микроавтобусов на базе ГАЗ-2705. Наконец, в завершение темы стоит отметить, что продукция самого Горьковского автозавода в разное время скрывалась под тремя кодами WMI: «ХТН» (юридическое лицо – ОАО «ГАЗ»), «Х78» (ООО «Завод автомобилей малых серий» – дочерняя структура ОАО «ГАЗ») и «Х96» (ООО «Автозавод “ГАЗ”»).

-7

Теперь о самих предприятиях, попавших в этот обзор. О нескольких упомянутых в таблицах компаниях – таких как Самотлор-НН или Луидор – в порядке общей очереди будут сделаны более подробные публикации, поскольку их деятельность сводилась не только к установке сидений в стандартные кузова фургонов. Компании Межрегиональный автоцентр и Комби-Люкс имеют одинаковый WMI-код, поскольку одна из них является правопреемницей другой. Компания «Гранит-М» в 2007 году продолжила работу под вывеской ООО «Автоспектр-НН» с тем же самым WMI-кодом Х89-СЕ9. Правда, технику категории М2 она больше не делала, сосредоточившись только на передвижных лабораториях, мастерских и аварийно-спасательных машинах различного назначения и на различных шасси. Собственно, вот как раз пример их работы:

Компании Автотрейд-12 и Сервистрансинвест из подмосковного поселка Новохаритоново – это два разных юрлица одной и той же компании, холдинга ИРИТО. Кроме «фургонбусов», там пробовали строить удлиненные версии пассажирских ГАЗелей, а также вынашивали идею выпуска «трансформеров» со съемной задней частью пассажирского кузова. Все эти машины, правда, сертифицировать им не удалось. Чтобы не возвращаться к этой теме позднее еще раз, сразу приведем небольшую фотогалерею по ИРИТО:

Вот еще интересная подборочка материалов по деятельности фирмы Грань, которая не только активно «пилила» в 1990-х годах ГАЗели-фургоны в автобусы, комби и «скорые», но и снабжала некоторые из них немецкими дизелями Mercedes-Benz и индийскими дизелями Tata:

Кстати, некоторые переделки фирмы Грань сохраняли по ОТТС исходную марку фургона ГАЗ-2705, будучи при этом сертифицированными как пассажирские транспортные средства по автобусной категории М2. Еще можем показать интересный проспектик по дизельным ГАЗелям производства компании Техносервис:

-11

А далее – небольшая подборка фотографий по подобным «перепиленным» фургонам разных предприятий:

Последняя фирма, которую в качестве исключения хочется упомянуть именно в рамках этого материала – ЗАО «КомбиПласт» из Нижнего Новгорода (WMI-код Х89-ВМ8). Ее продукция не была сертифицирована по автобусной категории М2, а оставалась по документам грузовыми автомобилями категории N1. Однако сам принцип изготовления был тем же самым: дорабатывался именно кузов стандартного фургона ГАЗ-2705, который получал высокую пластиковую крышу и в некоторых комплектациях – частичное боковое остекление. «Комбипластовские» машины носили индекс 270501, а выглядели вот так:

Лаборатория модели 270501 постройки 2002 года от ЗАО "КомбиПласт" (фото А.Аль-Джибури)
Лаборатория модели 270501 постройки 2002 года от ЗАО "КомбиПласт" (фото А.Аль-Джибури)

Продолжение следует! Другие статьи из цикла о ГАЗелях-барбухайках читайте по ссылкам:
- Введение в тему
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3

Фургоны
0