Найти в Дзене
Dorama Queen

Белый как снег, алый как кровь: символика цвета в «Неукротимом»

День без мыслей о ВанСянях – зря прожитый день, блог без постов про «Неукротимого» – зря заведенный блог. Дорама, вслед за новеллой, а также привнося свое, использует архетипические образы, близкие и понятные всем на глубинном, бессознательном уровне, даже учитывая разницу культурных кодов. Давайте посмотрим, как эти образы воплотились в символике цвета главных персонажей: Вэй Усяня и Лань Ванцзи. Я хочу сравнить китайские ассоциации с западными, а заодно приплету свои личные (мой блог, что хочу то и делаю). Его алая лента Вэй Усянь носит и белые ученические одежды ордена Гусу Лань, и одежды синих и серых оттенков, но его «фирменные» цвета – черный и красный: черное ханьфу и алая лента. В традиционной китайской символике черный ассоциируется с духом-покровителем Севера Сокровенным воином Сюань-У. Кстати, его оттенок – темно-красный, либо красный с черным отливом. И именно о Сюань-У упоминает Чэнь Тун Сюнь, художник по костюмам, говоря об образе главного героя: «Черный – основной цвет В

День без мыслей о ВанСянях – зря прожитый день, блог без постов про «Неукротимого» – зря заведенный блог.

Дорама, вслед за новеллой, а также привнося свое, использует архетипические образы, близкие и понятные всем на глубинном, бессознательном уровне, даже учитывая разницу культурных кодов. Давайте посмотрим, как эти образы воплотились в символике цвета главных персонажей: Вэй Усяня и Лань Ванцзи. Я хочу сравнить китайские ассоциации с западными, а заодно приплету свои личные (мой блог, что хочу то и делаю).

Его алая лента

Вэй Усянь носит и белые ученические одежды ордена Гусу Лань, и одежды синих и серых оттенков, но его «фирменные» цвета – черный и красный: черное ханьфу и алая лента.

В традиционной китайской символике черный ассоциируется с духом-покровителем Севера Сокровенным воином Сюань-У. Кстати, его оттенок – темно-красный, либо красный с черным отливом. И именно о Сюань-У упоминает Чэнь Тун Сюнь, художник по костюмам, говоря об образе главного героя:

«Черный – основной цвет Вэй Усяня. Но он визуально слишком тусклый, и его было недостаточно, чтобы подчеркнуть силу юности. Когда мы объединили черный и красный, то получили нечто похожее на метафизический концепт [имеется в виду Сюань-У], распространенный в Китае, и благодаря этому образ получился завершенным».

Сюань-У изображают в образе черепахи. Образ Усяня соотносится с образом Сюань-У, поэтому его победу над черепахой в пещере также можно в какой-то мере соотнести с победой над собой.

Также черный – цвет возвышенности, тайны, учености и образования и ассоциировался с учеными, мудрецами и погружением в непознанное. Усянь всегда стремился к знаниям, не правда ли? Пытаясь совершить невозможное и постичь непостижимое.

В пекинской опере черный символизирует честность, праведность, справедливость и беспристрастность.

Красный в китайской традиции – цвет огня, счастья, удачи и полноты жизни. Красная лента в черных волосах Усяня – как язычок пламени, как символ его чистоты, честности, юности и жизненной силы.

-2

Их сочетание – не просто контраст двух цветов, подчеркивающих друг друга.

Есть выражение «хунхэй», буквально означающее «красное и черное», а образно так говорят о положительном и отрицательном, правом и виноватом.

«Что добро, а что зло? Кто праведен, кто порочен?»
Цитата из дорамы.

Но мне интересно пойти дальше и сравнить с тем, что ассоциируется с красно-черным у нас.

Это одно из самых драматичных цветовых сочетаний.

«У девушки мертвой,
девушки в белом платье,
алая роза зарылась
в темные пряди».
Федерико Гарсиа Лорка

На Западе черный – цвет траура (в отличие от белого в Китае). Но также это цвет глубины, тайны, закрытости и любимый цвет многих модельеров, которые называли его самым элегантным и предпочитали всем другим.

«Черный скромен и в то же время высокомерен. Черный ленив и прост, но таинственен. Но прежде всего, черный говорит: «Я не беспокою вас – не беспокойте и вы меня».

Йоджи Ямамото

Вспомним наивную убежденность Усяня, что если он будет тихо сидеть на своей горе, то и его никто не тронет. (Ага, щас.)

Красный – огонь, кровь, любовь, страсть. Классический цвет сексуальности и соблазнения.

Соблазнительный Сяо Чжань в красном.
Соблазнительный Сяо Чжань в красном.

Есть некоторая разница в культурном коде, однако в целом образ складывается один и тот же: ночь, тайна, энергия, страсть, сочетание неотвратимого рока и преодолевающей его жизненной силы.

Сяо Чжань: «Мне нравится сочетание черного и красного. Классное чувство. Дьявольская красота».

Действительно, дьявольская. И для нас, и для Сяо Чжаня красный и черный – это воплощение роковой, порочной красоты.

Интересный факт. У французов есть выражение la beauté du diable («дьявольская красота»), означающее очарование и свежесть юности. Вряд ли Сяо Чжань имел в виду это, но то, что красотой такого рода обладает Вэй Усянь, отрицать сложно.

Добавив его готичную бледность, получим каноническое сказочное трио: белый как снег, алый как кровь, черный как эбонит.

Не знаю, как у вас, а у меня первая же ассоциация – Белоснежка. Героиня, которая… на время умерла, чтобы позже воскреснуть.

Еще можно вспомнить классические образы вампиров: черный плащ, алая кровь, белые клыки. Снова – черный, белый и красный, связанные с темными силами, утратой прежней жизни и обретением новой.

Автор арта Белоснежки: Christal Bailey, источник: https://egl.livejournal.com/16990468.html
Автор арта Белоснежки: Christal Bailey, источник: https://egl.livejournal.com/16990468.html

Сверкающая белизна

«Мужчина этот был соткан из снега и льда» © «Магистр дьявольского культа», перевод Younet Translate
-5

Цвета Лань Ванцзи – белый и синий/небесно-голубой.

Белый в китайской традиции олицетворяет холод и гибель всего живого. Это также цвет траура («траурные одежды», как дразнит Усянь Лань Ванцзи, а вслед за ним и весь клан Гусу Лань за цвет их ханьфу). Есть идиомы, в которых белый цвет неразрывно связан с похоронами. «Белая радуга пронзила солнце» – выражение, означающее предвестие несчастий.

Можно вспомнить о том, что цвета ордена Цишань Вэнь – черный и красный, как и цвета Усяня. Таким образом, уже сами костюмы и образы персонажей отчасти предвещают их путь: печальную судьбу Лань Ванцзи и его шестнадцатилетний траур по Вэй Ину и «темный путь» Усяня, который, вслед за представителями клана Вэнь, использовал для достижения могущества темные силы.

Мосан Тонсю говорит о Лань Чжане как о человеке, «сотканном из снега и льда», и это совпадает с нашим восприятием белого как зимнего цвета. Однако в китайской философии У-Син белый – цвет осени, периода угасания и увядания. Цвет зимы – черный.

UPD. Стоило выпустить пост, и тут же попалась заметка, где объясняют, что в даосизме и конфуцианстве белому цвету придают другое значение. В первом случае это цвет справедливости и печали, во втором - долга, самопожертвования и истины.

Второй цвет Лань Ванцзи – синий, это отражено и в его имени: Лань – синий, цвет клана, Чжань – небесно-голубой оттенок.

Синий у китайцев, как и у нас – цвет неба. В пекинской опере синий означает стойкость и верность своим убеждениям.

Чэнь Тун Сюнь, художник по костюмам дорамы «Неукротимый»: «Для Лань Ванцзи мы решили использовать серо-голубую палитру цветов, что гармонировало с концептом облачной дымки».
Потрясающая визуальная гармония, которой мы обязаны сценографу дорамы Цзи Пэну.
Потрясающая визуальная гармония, которой мы обязаны сценографу дорамы Цзи Пэну.

С чем у нас ассоциируются цвета Лань Ванцзи?

Белый – чистота, невинность, зима, снег, иней и лед, Снежная Королева, ангельская непорочность, белый лист (начало, «ничто»).

Синий – небесная синева, возвышенность, отрешенность, спокойствие, безмятежность.

«Белая кость, голубая кровь» – о человеке благородного происхождения.

Чем не Лань Ванзци?

Не знаю как вам, а мне Лань Чжань часто напоминает белого лебедя. Особенно когда в первое свое появление выплывает, весь из себя такой величественный, будто по облакам скользит.

И как тут не вспомнить о лебединой верности: потеряв пару, лебедь больше не ищет себе другую. Легенда, конечно, но красивая.

Если говорить о цветах, Лань Чжань ассоциируется у меня с эдельвейсом. Цветок, растущий высоко в горах на каменистых почвах, символ стойкости, верной любви, преданности и отваги.

«Стоят они гордо, хрустально чисты,
Как светлые шапки снегов.
Дети отчаянной высоты
И дикого пенья ветров.»
Эдуард Асадов
-7

Однако основные цвета персонажей – это черный и белый. Цвета, образующие Инь и Ян («Белые горы и черная река») – символ единства двух противоположных начал: дня и ночи, темного и светлого, добра и зла. Они неразделимы и могут существовать только вместе.

Чэнь Тун Сюнь: «Многие вещи в истинном пути (Дао) состоят из двух элементов: черного и белого цветов, поэтому мы решили повторить подобный концепт сочетания черного и белого».

-8

Вэй Ин – Инь – черный: ночь, темнота, хаос, земля, покой, негативное начало.

Лань Чжань – Ян – белый: свет, порядок, активность, позитивная сила.

Вместе с тем темперамент Вэй Ина типично янский: яркий, громкий, активный, легкий, открытый. В то время как Лань Чжань по характеру – Инь: отстраненный, прохладный, замкнутый.

Для Лань Чжаня Вэй Ин начало будоражащее, пробуждающее и побуждающее, в то время как он для Усяня – дисциплинирующая, усмиряющая сила.

Таким образом, в каждом из них сочетаются оба элемента, и вдвоем они, «черный» и «белый», образуют идеальную гармонию двух начал – единство и баланс противоположностей, не существующих друг без друга.

***

Шанель обожала черное и белое, считая их сочетание совершенством. ВанСяни - это "черный" и "белый", родственные души, образующие совершенную гармонию Инь-Ян. Ван Ибо - представитель Chanel. Конечно, одно с другим и третьим никак не связано, и все же люблю такие переклички.
Шанель обожала черное и белое, считая их сочетание совершенством. ВанСяни - это "черный" и "белый", родственные души, образующие совершенную гармонию Инь-Ян. Ван Ибо - представитель Chanel. Конечно, одно с другим и третьим никак не связано, и все же люблю такие переклички.

Все посты о дораме

«Неукротимый» | Dorama Queen | Дзен