Обойти вниманием семью Тепляковых, имеющих в арсенале 5 вундеркиндов и еще двоих «на подходе», в силу малолетства, не представляется возможным. Отец семейства, взявший на себя труд ударника «Десятилетку – за три года», решил, что получение такого объема знаний не заслуживает 10 лет молодой жизни. Конечно, только ленивый не написал об этом семействе, попутно излагая, кто положительные, кто отрицательные воззрения на такой метод «взросления». Решение отца семейства, лично я, считаю полноправным по праву отцовства, хотя и не разделяю его. Образование столь одаренных детей или найденный «ключ» к их развитию открывает возможности познать любые пласты культуры, не зацикливаясь на школьной программе. И при этом не выбиваться из рядов своих сверстников, т.к. вопрос социализации не последний в формировании личности.
Родительское и не только, движение раннего развития так остро проявилось на повестке дня еще в 60-е годы прошлого столетия. Энтузиазм, обуявший тогда все человечество в связи с полетом Гагарина и другими завоеваниями человека, наделил своей энергией человечество на многие годы верой в «себя». А вообще существует многовековая история этого движения. В этом плане показательна судьба Амадея Моцарта.
Мы, родители, что вполне оправданно, хотим лучшего будущего своим детям. Это лучшее мы связываем с получением хорошего, престижного, элитного образования, а также с уникальными способностями наших детей, которые если не даны природой, то их необходимо развить. Такую же позицию занимает и наше государство, создавая все условия для талантливых детей. В нашей стране – это образовательный центр «Сириус» поддержки одаренных детей, созданный по инициативе нашего президента.
Начнем с понятия вундеркинд. В БСЭ – это трактуется как рано обнаруживающий крупные или даже феноменальные способности и склонность к тому или иному виде деятельности. Также термин «вундеркинд» употребляется в ироничном смысле.
И в словаре Ожегова С.И. указывается, что «Вундеркинд- высокоодарённый ребёнок. Делать из ребёнка вундеркинда (воспитывать так, как будто он одарён исключительными способностями).
Другими словами в плане раннего образования, есть две категории детей. Это дети семьи Тепляковых, которые усилиями образовательных технологий дают ребенку знания на самом раннем этапе, т.е. «делают» из них «вундеркиндов» и с другой стороны дети с врожденными способностями. От которых никуда не деться, они есть априори.
В любом из этих вариантов, дети – предмет гордости их родителей. И тот, и другой варианты – одного поля ягоды – это целеполагание перспектив лучшего будущего. Ну что понимается под перспективами лучшего будущего? Никто трезво не задумывается над этим туманным «лучше». В какой-то из научных областей стать знаменитостью? Устроиться на престижную работу в Москве, а еще лучше за границей? Пожалуй, что на этом все. Однако, проблема в том, что подобного рода перспективы имеются и у обычного троечника. Просто потому, что это жизнь. Более того, есть такое наблюдение из которого следует, что в большинстве своем все великие умы в детстве ничем не отличались от своих одноклассников.
Врожденные способности к обучению – это не меньшая «беда», чем проблема детей трудно поддающихся обучению. Это две крайности, которые как родители и учителя, так дети переживают в постоянном стрессовом напряжении. Причем, так называемые «двоечники», преодолевают свое «отставание» гораздо легче, чем вундеркинды свои неудачи.
Но что по сути имеется в виду? При раннем развитии ребенка-вундеркинда, неважно какой природы, речь идет о ранней профориентации и как итог ранней специализации. Ребенка готовят к тому, чтобы он уже в детстве определился со своей будущей профессиональной деятельностью. Вот девочка семьи Тепляковых строит планы окончить университет за 2 года. В одиннадцать лет она станет профессиональным психологом. Дальше что? В аспирантуру на пару месяцев? Или получать очередное высшее образование?
Для того, чтобы каким-то образом оправдать стремление родителей (прежде всего), отстаивать преимущества и эксклюзивность раннего образования, необходимо четко ответить на вопрос о его целеполагании и предусмотреть весь спектр негативных последствий такого рода практик.
Родители должны учесть, что сознательно создают ребенку проблемы с социализацией. Вместо естественной среды обитания среди своих сверстников, он будет вынужден общаться во взрослом обществе. В той или иной форме на ребенка будет оказываться давление в виде больших надежд, возлагаемых на него. В то же время, если что-то пойдет «не так», то плохо будет не только родителям, но и детям, ради которых все это и замышлялось. В жизни очень много вариантов, которые она может предложить в виде неприятных сюрпризов. Самое распространенное – подростковый возраст, в контексте современной действительности с ювенальными наворотами, ваш ребенок может «взбрыкнуть» так, что мало не покажется. Это может повлечь за собой вечный конфликт отцов и детей уже «по-взрослому» в более непримиримой форме. И наконец, у вас имеется полная уверенность в том, что у еще не сформировавшегося ни физически, ни психически, молодого организма хватит сил все это преодолеть? Есть риск потерять здоровье.
И тем не менее нельзя оставлять незамеченными таланты ребенка. Безусловно все надо развивать, но без фанатизма.
Образование является одним из способов формирования личности и в этом процессе занимает лидирующее, но не единственное место. Если вы хотите дать ребенку качественное, глубокое образование, тогда прыгать через классы или отрывать ребенка от коллектива сверстников, внедряя его в ряды более взрослого поколения, совсем не обязательно. Можно просто помочь расширить круг его интересов.
У ребенка должно сформироваться собственное мировоззрение, без видения объективной картины мира – это просто невозможно. Не нужно путать образованность с эрудицией. «Многознание уму не научает», - это было сказано много, много веков назад древнегреческим мыслителем Гераклитом.
Детская гениальность – тяжелый случай. Родители должны это осознавать и видеть перед собой прежде всего своего любимого ребенка, а не его гениальность.
В любом случае весь груз ответственности за взросление и подготовку ребенка к взрослой жизни, лежит на плечах родителей. Озабоченным «ранним развитием» родителям необходимо отдавать себе в этом отчет.