Выражение, что «вся власть от Бога» берет начало из «Послания к римлянам» святого апостола Павла.
Но давайте разберемся, что сказал апостол Павел, что святые, и является ли любая власть от Бога?
В Синодальном переводе отрывок из «Послания к римлянам» звучит так:
«Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим 13:1)».
Синодальный перевод является одним из переводов. Стоит сверить с другими, не стоит доверять одному источнику.
Посмотрим другой перевод, с церковно -славянского языка. На церковнославянском языке звучит так:
«Несть бо власть, аще не от Бога».
Здесь смысл противоположный Синодальному:
«...не есть та власть, если не от Бога».
То есть, если власть не от Бога, а сама от себя, то это не власть от Бога, а власть самостийная. Только та власть действительно является властью, что от Бога, та, которая поступает по-Божьим принципам, правильно заботится о людях.
Как пояснял этот отрывок, например, ныне покойный протоиерей Димитрий Смирнов?
Он говорил, что сам механизм власти установлен Богом (и открыт людьми). Не может система государства или какая-то другая система быть неуправляемой. Нужен механизм управления. Но, кто именно будет управлять в нем, какие конкретные люди и партии— зависит от воли народа и от действий народа.
Отсюда вывод простой, в чем эта воля? И как она связана с Божьей волей?
Гениальный русский философ Владимир Соловьев заметил такую важную вещь: если не будет в обществе механизма управления (читай, власти), то общество станет звериным, оскотинится и будет жить инстинктами. Такого не стоит допускать.
Но Соловьев добавляет очень важный комментарий, что государство управляет народом через законы и:
«Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он – до времени не превратился в ад» (Соловьев B.C. Оправдание добра).
То есть государство, власть не призвана к тому, чтобы сделать жизнь людей Царством Божьим, но не допустить того, чтобы жизнь людей превратилась в ад.
Если государство, власть, своими инициативами и действиями, превращает жизнь людей в ад, то оно (она) не выполняет свои функции как правовое государство и власть. И тогда есть основания для его переизбрания, изменения.
Власть может быть светской, и это наиболее распространенный сейчас вариант управления. Тогда оно управляется законами, и правовым сознанием граждан. Но сами законы есть открытые опытно людьми, постановления Божьи, обязательные к исполнению всеми людьми, независимо от регалий и заслуг. Законы отражают суть Высшего: справедливости, баланса блага и необходимости,и так далее. Если закон идет против людей, блага их жизни - в нем ложные, не Божьи основания. Это никак не от Бога.
Власть может быть религиозной, теократической. Тогда во власти стоит духовное лицо, как глава этого государства и духовный совет. Так в Ватикане, в некоторых исламских государствах, до недавнего времени было на Тибете. Но на сегодняшний день, такой формат управления уходит в прошлое. Ибо оно мешает творческому развитию человечества.
Работает ли это в реальности и в какой мере— вопрос другой. Зависит от правовой системы конкретной страны. В экономически и социально сильных странах, странах первого мира (как ремарка, Россия - страна третьего мира), это все работает. Законы работают, законы правильные, законы исполняются гражданами. Люди доверяют власти, как управленческому органу, потому что сами ее и выбирают. Потому что баланс ложь-правда, не зашкаливает в сторону первого, в пределах необходимой и допустимой нормы.
Что говорят об этом предмете святые?
Например, святитель Тихон Задонский:
«Слушай и исполняй всё, что приказывают не противно закону Божию: в противном случае не подчиняйся, т.к. должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».
Так и поступали святые. Они исполняли все, что необходимо, не противясь этому: работали, выполняли все, что необходимо в гражданском плане.Но если дело касалось призыва власти - нарушить Божье, не нарушали. Не может власть от Бога быть против Бога. Против Бога - значит, и против людей.
Вопрос теперь, что хочет Бог от человека? Что есть Божье для человека?
Чтобы человек нашел себя в жизни, жил в согласии с Богом (а не по страстям и лжи), развивался как человек, подобие Божие — деятельное, творческое, разумное, построил свою земную жизнь счастливой, научился взаимодействию с другими, занимался тем, что он любит, реализовывал свои таланты во благо жизни. Бог это всегда, на всех ступенях человечества - Высшее для человека, в его целях и реализации.
Не хочет Бог мученичества и страданий людей. Мученичество и страдания всякий раз возникали в жизни людей, вынужденно, в двух случаях:
1)тогда в истории, когда тоталитарная власть, нарушая Божье,подавляла человеческую душу, свободу и любовь. Управлять биороботами проще, но Бог не создавал людей биороботами.
2) тогда, когда сам человек нарушал Божье, превращался в животное и жил страстями. Не ставил цели, не следовал Богу, ничего не желал и не делал, а сам себя увлекал в ад.
Хотите поделиться по теме статьи — пишите в комментариях.