Окончив 8 классов, подростки могли поступить в училище или техникум и получить профессию или специальность.
Другие школьники принимали решение учиться дальше в 9-10 классах.
Начало 80-х.
В старших классах уже не было уроков труда, а вместо них была учебно-производственная практика, которая проходила вне здания школы. Мы в определенный день недели (в четверг) ходили в Учебно-производственный комбинат на занятия по освоению выбранной профессии.
Уже от старшеклассников были наслышаны о профессиях, которым можно будет обучиться в Учебно-производственном комбинате.
Секретарь-машинистка, повар, швея, продавец - для девочек. Автослесарь, плотник - для мальчиков.
Я сразу решила, что профессия продавец продовольственных товаров мне подходит больше всего.
Учиться было увлекательно. На теоретических занятиях мы узнавали много нового об изготовлении продуктов, условиях и сроках хранения. Потом было знакомство с кассовым аппаратом. Научились считать на счетах, не только складывать и вычитать, еще и умножать. С помощью счет развивалось образное мышление.
Учились декоративно упаковывать подарки.
Вы, наверное, помните, когда коробка шоколадных конфет являлась подарком, то ее предпочитали завязывать атласной ленточкой. Не просто на бантик, а в форме розочек и хризантем.
До сих пор не разучилась, умею это делать.
А потом была практика в продовольственном магазине. Мы купили белый халат, сами сшили и накрахмалили колпак на голову.
Нас обычно закрепляли за конкретным продовольственным магазином. И мы работали, как взрослые. Мне так нравилось это ощущение самостоятельности. Обычно я работала в молочном или бакалейном отделе.
Сначала мы учились фасовать продукты. Потом стояли за прилавком и отпускали товар по чекам.
В то время слово "дефицит" постоянно присутствовало в нашей жизни. Были перебои с молочными продуктами. Поэтому, когда с практики возвращалась с купленной бутылкой молока или пачкой масла, домашние радовались и я чувствовала себя добытчиком.
А летом была возможность работать уже за заработную плату. Торговали сезонными овощами - капустой, огурцами, помидорами.
Не все были довольны выбранной профессией. Кто-то получал разочарование. Но это тоже был результат. Этот школьник уже точно знал, что эта сфера деятельности ему не подходит.
Была очевидная польза от производственной деятельности:
1️⃣Мы получали представление о трудовом процессе и дисциплине труда;
2️⃣У нас формировалась самостоятельность и чувство ответственности;
3️⃣Мы становились уверенными и целеустремленными.
❗Неоднократно в СМИ появлялись публикации о возрождении системы учебно-производственных комбинатов, которые существовали в советское время. Понятно, что для этого требуется современная техническая и информационная база. И должны быть специальности, которые востребованы в настоящее время: в сфере информационных технологий, финансовых рынков, рекламе, флористике и других.
Например, в Москве, попытались внедрить это в воспитательных целях в некоторых школах. Но это не нашло надлежащего отклика у родителей. Некоторые родители считают, что это только мешает и отрывает детей от учебного процесса.
Я, как работник профтехобразования, считаю, что необходимо повышать роль практики в образовательном процессе. Многие подростки, поступив в техникум на бюджетной основе, представления не имеют о той профессии, на которую пришли учиться. Государство тратит огромное количество средств на их обучение. А эти затраты не оправдываются, так как они не идут дальше работать по этой профессии.
Как вы считаете, была польза от Учебно-производственных комбинатов в СССР и стоит ли возрождать эту систему❓
✅Если вам понравилась статья - поставьте 👍. Я буду знать, что все не зря.
✅Мне будет приятно, если вы поделитесь своим опытом и оставите комментарий💭.
✅Подпишитесь ✍на мой канал и мы вместе будем шагать🚶♀️🚶♂️ по волнам 🌊нашей памяти и стремиться к новым горизонтам🙌.