Мотивационная схема мозга и степень, в которой мы можем ее контролировать.
- Как и многие функции мозга, мотивационная схема работает как круговая петля обратной связи, с восходящими и нисходящими путями.
- Люди сильно различаются по темпераменту, своему типичному уровню мотивации и тому, сколько вознаграждения им нужно, чтобы поддерживать их мотивацию.
- Устойчивая мотивация связана со способностью сохранять сосредоточенность и целеустремленность - способности, зависящие от силы исполнительной функции.
Как работает мотивация в мозге
Многое известно о мотивационной схеме мозга, также называемой схемой "вознаграждения". Как и многие функции мозга, он работает как круговая петля обратной связи, с восходящими и нисходящими путями. Можно сказать, что автоматические пути "снизу вверх" служат для стимулирования или подпитки мотивации, в то время как более продуманные пути "сверху вниз" служат для фокусировки, направления и контроля мотивации. Восходящие пути, исходящие из примитивного ствола мозга, придают относительный вес или важность сенсорным входам, более сильно реагируя на новые и заметные сигналы, тем самым привлекая внимание и активируя чувство вознаграждения (другие восходящие пути быстро реагируют на угрозу). Нисходящие пути, исходящие из более развитых внешних областей коры головного мозга (особенно префронтальной коры или ПФК, которая является “высшей”, наиболее развитой частью мозга, расположенной за вашим лбом), играют решающую роль в регулировании реакции восходящих путей и контроле поведения. Нисходящие пути также включают в себя изучение прошлого опыта с помощью механизмов формирования поведения. Система в целом известна как мезокортиколимбическая цепь.
Мотивационные процессы, связанные с вознаграждением, состоят из двух основных элементов: “желания” и “симпатии” — предвкушения вознаграждения и удовольствия от его достижения.Эти два элемента имеют частично делимые сети мозга и нейротрансмиттеры.
Почему некоторым людям труднее сохранять мотивацию?
Люди сильно различаются по своему типичному уровню мотивации, особенно для менее стимулирующих, менее непосредственно вознаграждающих задач. Они различаются тем, сколько вознаграждения им нужно, чтобы поддерживать их мотивацию (в основном это функция восходящих путей). И они сильно различаются по уровню самоконтроля и способности сохранять сосредоточенность и целеустремленность - способности, которые зависят от силы “исполнительной функции”, которая представляет собой набор нисходящих функций префронтальной коры. Исполнительная функция в основном объясняет то, что мы обычно считаем самоконтролем, самодисциплиной и силой воли.7 Эти черты также коррелируют с личностным аспектом добросовестности, одной из Пяти основных личностных черт.
Как и большинство черт, изменчивость исполнительной функции (или, аналогично, добросовестность) у людей может быть представлена графически в виде колоколообразной кривой, причем людям, находящимся на обоих концах кривой, с большей вероятностью будет мешать их слишком низкая или слишком высокая сила исполнительной функции. Люди с менее сильной исполнительной функцией испытывают трудности с сохранением концентрации и мотивации для не стимулирующей деятельности, трудности с организацией, планированием, самоконтролем / саморегулированием и связанными с этим проблемами. Этот профиль практически синонимичен СДВГ (с гиперактивностью или без нее). Менее очевидно, что люди, чьи исполнительные функции слишком “напряжены”, также довольно часто испытывают трудности – они могут быть слишком контролируемыми, перфекционистскими, слишком напряженными, “трудоголиками”, не способными легко расслабиться и повеселиться (они также могут быть склонны к определенным психическим расстройствам, таким как нервная анорексия).8 Было установлено, что индивидуальные различия в исполнительных функциях почти полностью генетического происхождения.9 Это не означает, что эти функции жестко закреплены для жизни — окружающая среда влияет на оптимизацию или ослабление врожденного потенциала человека, и обучение может в определенной степени улучшить эти навыки.
Люди, чьи схемы вознаграждения требуют большей стимуляции
Несколько химических веществ мозга играют ключевую роль в цепи мотивации / вознаграждения, особенно дофамин. Есть доказательства того, что система вознаграждения дофамином у людей, которые соответствуют критериям СДВГ, может быть настроена на более низкий уровень, чем у других людей.ADHD может быть просто той частью спектра населения, у которой “схемы вознаграждения менее чувствительны на исходном уровне, чем у остальных из нас”, как выразился психиатр Ричард Фридман. “Наличие вялой схемы вознаграждения делает обычно интересные занятия скучными и отчасти объясняет, почему люди с СДВГ находят повторяющиеся и рутинные задачи неблагодарными и даже болезненно скучными”. В некотором смысле мозг на конце спектра СДВГ менее подвержен внутренней стимуляции, требующей большей внешней стимуляции, чтобы удерживать их внимание и мотивировать их. Марк, например, без труда сохранял мотивацию в своих занятиях спортом и в своей торговле акциями, в которой он был весьма успешен.
Одна из вещей, которую делает наш мозг, часто бессознательно и автоматически, когда сталкивается с перспективой затратить усилия на выполнение задачи, - это расчет затрат и выгод. Некоторые люди, особенно те, у кого есть черты СДВГ, склонны в этом расчете сбрасывать со счетов вознаграждения в отдаленном будущем.
Тот факт, что так много людей сегодня, как и Марк, изо всех сил пытаются сохранить концентрацию и мотивацию для менее стимулирующих задач, отчасти является результатом того факта, что современные общества создали очень искусственную среду, которая является высоко структурированной и организованной, с разделением труда на узкоспециализированные задачи, требующие постоянной концентрации усилий, внимания к деталям, организации, терпения, самодисциплины и способности работать в направлении очень отсроченных или абстрактных вознаграждений. Это совсем не похоже на среду палеолита, в которой жили наши предки-охотники-собиратели на протяжении большей части эволюционной истории нашего вида.
Конечно, даже для тех из нас, кому обычно легче поддерживать концентрацию и мотивацию, очень много других факторов приводят к тому, что наша мотивация со временем возрастает и ослабевает. Некоторые из очевидных из них - усталость, голод, разочарование, чувство подавленности задачей, выгорание, деморализация, неуверенность, чувство неудачи, чувство обесценивания или восприятие задачи как бессмысленной или тщетных усилий.
Эпизодические расстройства и прогрессирующие заболевания, снижающие мотивацию
Существуют расстройства и заболевания, которые более серьезно и настойчиво снижают мотивацию у человека, который в противном случае мог бы быть ранее мотивирован. К ним относятся депрессия, которая обычно возникает эпизодически, а затем улучшается, шизофрения, которая может быть более продолжительной и прогрессирующей в необработанном состоянии, и деменция, которая, как правило, является тяжелой и неуклонно прогрессирующей и необратимой. Травма головного мозга, особенно если она затрагивает лобные доли, также может серьезно ухудшить мотивацию. Так же как и множество других расстройств и болезней.
Зависимости, напротив, захватывают и присваивают систему вознаграждения мозга и перенаправляют ее на повторное приобретение вызывающего привыкание вещества.
Вопрос о свободе воли
Понимание мозговых механизмов мотивации приводит нас к неизбежному вопросу о том, обладаем ли мы “свободой воли” и в какой степени. С научной точки зрения не может быть такой вещи, как истинная свобода воли в чистом философском смысле этого термина, поскольку все во Вселенной, включая процессы в мозге, управляется причинно-следственными механизмами.Разум не может действовать способами, не связанными с определяющими причинами его физических составляющих. Эти причины связаны с взаимодействием генов и окружающей среды.
“Разум”, под которым мы в основном подразумеваем “то, что делает мозг”, функционирует в рамках петли обратной связи или отражающей цепи — кибернетической петли. Мозг - это сложный орган, отвечающий за стимулы и реакции. В терминах нейробиологии "свободная воля" имеет смысл только с точки зрения относительной степени умственной гибкости. Психическое расстройство, само по себе являющееся вопросом степени, ограничивает эту гибкость. Даже при отсутствии беспорядка, как мы видели,существует большая разница между мозгами в том, насколько гибко они реагируют на стимулы, и в их способности “заставлять” себя выполнять задачи, требующие усилий.
Тем не менее, разумно использовать термин “свободная воля” на практике, учитывая огромную сложность переменных, определяющих человеческое мышление и поведение, и (вероятно, по своей сути) непредсказуемую природу сложных возникающих систем, таких как разум. Огромная комбинаторная мощь и множество степеней статистической свободы, возникающие в результате такого сложного взаимодействия множества физических переменных, создают очень приятную иллюзию свободы воли. Для практических целей это как если бы у нас была свобода воли, и мы можем считать, что у нас есть таковая.
В конце концов Марку удалось закончить учебу в университете. Он даже преуспел с помощью тренера по исполнительным функциям, академических условий, постоянного укрепления лучшего образа жизни и более эффективных учебных привычек, адаптированных к его стилю обучения. Попробовав свои силы на нескольких работах, он оказался в сфере корпоративных финансов - карьера, соответствующая его потребности в частых новшествах, вознаграждении и стимулировании.