Найти тему
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ

Шпиттелау, чистый фасад для грязного дела

Оглавление

Бывший бургомистр Вены Михаэль Хойпль в интервью российскому журналисту рассказал забавный случай. В их город приехал с официальным визитом мэр Мадрида. Во время официального обеда, проходившего на смотровой башне, испанский коллега сделал замечание:

  • Что это за великолепное здание там? И что за ужасное строение рядом с ним?
  • Ужасное здание - это самая лучшая больница в Европе, а красивое - мусоросжигательный завод.

Ошеломленное лицо мэра Мадрида стоило посмотреть.

Собственно, мусоросжигательный завод...
Собственно, мусоросжигательный завод...

Да, так бывает, что “грязное” по определению производство не только выглядит как сказочный замок из страны чудес зазеркалья, но и не наносит окружающей среде вообще никакого вреда.

Добро пожаловать на канал “ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ”.

Не было бы счастья

Вся эта замысловатая история со строительством самого красивого мусоросжигательного завода на свете стала возможной благодаря пожару старого здания завода.

Чтобы вы понимали, как обстояли дела с прежним производством по утилизации отходов приведем пример из быта тех времен.

«Я вырос неподалеку, во втором районе Вены и хорошо помню, как мама всегда прежде, чем вывесить на балконе белье для просушки, смотрела, откуда дует ветер - если с севера, где был Шпиттелау, то, значит, белье придется стирать снова. Но 15 мая 1987 года, к счастью, тот старый завод сгорел.»

Георг Бареш, сотрудник пресс-службы завода Шпиттелау

В ту пору бургомистром был Хельмут Цильке, который и решил дать добро особой стратегии “зеленого” производства, который бы улучшил имидж Вены и дал толчок для дальнейшего развития такой отрасли и решений.

Союзником решительного мэра в борьбе за экологичность стал знаменитый архитектор и художник Фриденсрайх Хундертвассер. Первоначально он был против участия в проекте.

«Вы хотите замарать меня своим (цензура)? Никогда!»

Фриденсрайх Хундертвассер

Но после более подробного ознакомления с технологий он выдвинул 3 условия, при которых согласится поставить свое имя рядом с проектировщиками:

  • В производственной линии завода должна быть самая современная система очистки вредных примесей;
  • В Вене будет введена система раздельного сбора мусора;
  • Магистрат не будет вмешиваться в проект от слова никак.

Интересно, возможно было бы такое в России?

Реальная сказка

В 1990 году на месте пожарища возник чудесный замок. Образ мог ассоциироваться с чем угодно, но только не с мусорным заводом. За свои старания Фриденсрайх Хундертвассер не взял ничего (так бывает!).

«Мы живем в раю. Только сами сильно испортили его

Фриденсрайх Хундертвассер

В чем помимо эффектной оболочки уникальность здания? Это прежде всего, производство и только за год в его печах сгорает 265 000 тонн остаточного мусора. Но при этом никакого запаха. На трубе завода селятся соколы, а на крыше разбит целый мини-парк.

-2

«Я построю настоящий мемориал для более красивого мира без отходов».

Фриденсрайх Хундертвассер

Так как сказочный замок вырабатывает тепло, то от его работы зависят 60 000 домохозяйств и около 3 000 крупных потребителей. Ужасное здание больницы тоже среди них.

Но как это возможно? “Грязное” дело не дает вообще никаких поводов для жалоб. Все дело в системе очистки, за которую бился эколог-архитектор. Это многоступенчатая конструкция из тканевых и водяных фильтров. самое важное третий этап очистки.

«Третий фильтр можно сравнить с катализатором. Азотные окислы удаляются с помощью аммиака. Диоксины и ультра-токсические вещества фураны улавливаются и разрушаются.»

Георг Бареш, сотрудник пресс-службы завода Шпиттелау

Ядовитые частицы собирают на финальном этапе в специальные пакеты и отвозят на хранение в соляные штольни Германии.

Из трубы главным образом выходит только водяной пар. И помимо многочисленных датчиков контроля, мерилом грамотного процесса являются...соколы.

«На этой трубе есть еще одна необычная деталь. Там, на отметке сто двадцать метров, живут соколы. Да, да, настоящие дикие птицы, которые, как все знают, не станут селиться в плохом или нечистом месте. А у нас они не только гнездятся, но и размножаются.»

Георг Бареш, сотрудник пресс-службы завода Шпиттелау

В прилегающих к цехам помещениях регулярно проходит традиционный джазовый фестиваль, а в административном корпусе - выставки художников.

И все-таки почему такое вредное производство стоит в центре города? Рядом с жилыми домами и больницей? И тут третий нюанс, изначальный расчет рентабельности проекта. Завод дает тепло, а это почти треть от всех запросов Вены.

И кроме зимы, этот и еще пара заводов, построенных в столице по такой же технологии, закрывают все нужды венцев в отоплении. В целях экономии производства разместили посреди потребителей, чтобы городить как можно меньше теплоцентралей. Так что помимо красоты, высокотехнологичной начинки есть еще и экономическая целесообразность.

Горе-реформаторам мусорного дела в нашей стране есть чему поучиться да и проектировщикам тоже (то есть, в общем-то, парни - нам).

Если проектирование для вас не пустой звук и вы хотите быть в курсе последних событий: