Расскажу об одной творческой неудаче.
В принципе, всё закончилось хорошо - но такие эпизоды как-то выбивают из равновесия и подрывают веру в свои силы.
А всего-то навсего взяла неподходящий холст.
Началось всё с того, что в замечательной тольяттинской галерее "Меандр" купили мою картину с белыми пионами. Вот эту:
Я выкладывала фотографии работы над этой картиной здесь:
Композиция вышла удачной и нашла своего покупателя быстро - поэтому вполне разумной показалась мысль написать ещё одну, наподобие. Полных повторов я никогда не делаю - во-первых, художнику становится неинтересно, а во вторых - будущему хозяину картины будет намного приятней владеть неповторимым живописным произведением)
Времени терять не хотелось и тут я сделала большую ошибку - взяла первый попавшийся холст.
Когда в семье два художника, каждый со своей манерой работы и своими требованиями к материалам, коридор квартиры иногда превращается в склад подрамников и холстов самых разных сортов и размеров. Я пишу на гладких и хорошо проклеенных холстах, дорогой супруг - на более фактурных и более тянущих. Разница в первую очередь в степени способности грунта впитывать масло из масляных красок. В тот раз нужного мне размера оказался холст, подготовленный мужем для себя. Но мне же надо было вот прям сейчас!
И это была роковая ошибка. Как я намучилась с этими пиончиками - словами не передать. Краски гасли и жухли прямо на глазах, теряли пластичность и категорически не хотели слушаться.
Для сравнения, вот что получилось в итоге:
И в общем-то, объективно вышло не то чтобы плохо - муж сказал, что я вообще всё выдумываю, нормальная работа) Но вот этот огромный разрыв между тем, что хотелось сделать и тем, что в итоге получилось, огорчал меня необыкновенно.
В итоге я предложила очень хорошую скидку очень симпатичной покупательнице, и, расставшись с картиной, немного успокоилась)
Что можно сказать в заключение: для многослойной гладкой живописи (вроде моей) лучше подходят хорошо проклеенные холсты, грунт которых не слишком тянет масло из красочного слоя. По такому грунту краска легко скользит, сохраняет пластичность, яркость и блеск. Старые мастера предпочитали именно такую основу под живопись.
Тянущие грунты больше годятся для живописи "алла прима" - они позволяют положить больше краски за один раз, в том числе слой на слой. И вообще положить больше краски - только тянущий грунт обеспечит надёжное сцепление тяжёлого красочного слоя с основой. Для современной фактурной живописи это очень распространённый вариант.
По опыту работы с учениками в студии, из готовых фабричных холстов сильнее всего тянут масло китайские "Виста-Артиста", слабее всего - питерские "Чёрная речка". Как ни странно, дешёвые холстики из "Ашана" тоже имеют гладкий нетянущий грунт и писать на них довольно приятно.
Впрочем, "хороший холст" для каждого художника свой.