Выбирая способ перемещения между городами и странами, многие с недоверием относятся к такому виду транспорта, как пассажирская авиация, предпочитая пользоваться услугами ЖД или автобусных перевозок, некоторые любят путешествовать на личном автомобиле, благо в современное время легковые авто стали более доступными и надежными.
Хотя, как показывает статистика, самым безопасным, быстрым и комфортным способом добраться до желаемой точки назначения, по праву считается авиация. Самолет- очень сложная инженерная конструкция и иногда, даже такие надежные механизмы ломаются и выходят из строя. Самое опасное, если такая ситуация случится во время полета, что может привести к непоправимым последствиям.
В таких экстремальных ситуациях спасти пассажиров и сам экипаж может только хладнокровие и профессионализм пилотов аварийного лайнера.
Именно такой случай произошел 21 августа 1963 года в СССР, когда из-за неполадок самолета ТУ-124, экипаж принял решение посадить авиалайнер в Ленинграде на реку Нева, тем самым спасли жизнь всех пассажиров и бортпроводников.
С самого начала полета, а это было утро 21 августа 1963 года, когда самолет Ту-124 авиакомпании " Аэрофлот", вылетел из аэропорта Юлемисте в Таллине и взял курс на Москву, обнаружились неполадки. Заклинило переднюю стойку шасси, она не смогла до конца зайти в фюзеляж самолета и осталась в согнутом положении.
Командир экипажа Виктор Мостовой, доложил на землю о случившемся и ждал, как отреагируют службы аэропорта Таллина. По стечению обстоятельств, на город из которого вылетел авиалайнер, опустился сильнейший туман и обратная посадка, о которой уже задумались пилоты самолета, была невозможна.
Диспетчер принимает решение направить борт Ту-124 в Ленинград и там совершить посадку в аэропорту Пулково. Все наземные службы ленинградского аэропорта были приведены в повышенную готовность. К 11 часам самолет добрался до Ленинграда и стал совершать облет города на малой высоте, чтобы выработать остатки топлива и свести на минимум возникновение пожара во время аварийной посадки.
Пока авиалайнер совершал свои ритуальные круги над Ленинградом, экипаж пытался, всеми возможными способами, вернуть шасси в исходное, вертикальное положение. Пробив отверстие в полу кабины, пилоты длинным шестом били по заклинившей стойке переднего шасси, но безрезультатно.
Около 12 часов дня, после восьми кругов над городом, у самолета неожиданно глохнет левый двигатель, хотя, по словам командира корабля Виктора Мостового, приборы на Ту-124 показывали, что топливо в авиалайнере еще имеется и на нем можно было дотянуть до аэропорта Пулково.
Однако, спустя несколько секунд, глохнет и правый двигатель, самолет начинает быстро терять высоту и просто планировать по воздуху. Буквально за долю секунды, как потом сказал помощник капитана борта Ту-124 Василий Чеченев, стрелка приборов, которые показывают остатки горючего, с 200 литров упали до нуля.
До аэропорта, на заглохших двигателях, самолет долететь уже не мог. Это отлично понимают члены экипажа и начинают уводить свой авиалайнер от жилых кварталов Ленинграда. Высота стремительно падала и самолет, пролетев над Смольным собором, вышел на Неву. От жилых кварталов города пилоты самолет уже увели, но как спасти пассажиров, которые находились в салоне.
Решение было принято мгновенно, сажать самолет на реку Нева. Данная задача очень непростая, тем более в Ленинграде, где огромное количество мостов перекинуто с одного берега Невы на другой. Сам процесс приводнения самолета очень опасная задача, чаще всего воздушные суда разваливались на части при ударе о воду, либо зацепив одним крылом поверхность водоема, самолет переворачивался и превращался в груду металлолома, унося с собой человеческие жизни.
Как оказалось, второй пилот Ту-124, Василий Чеченев, пришел в гражданскую авиацию из военной, где служил в военно-морской авиации и имел опыт посадки самолетов на воду. Он взял управление падающим авиалайнером на себя и пролетев в четырех метрах над мостом Александра Невского, совершил посадку на воду около Финляндского железнодорожного моста.
С момента отказа второго двигателя и приводнения самолета прошло всего 14 секунд. Самолет сел на воду очень удачно, хотя и получил во время соприкосновения с поверхностью повреждения фюзеляжа, но все 44 пассажира и пять членов экипажа, остались живы и даже никто из них не обратился за медицинской помощью.
На счастье пилотов, по реке шел небольшой пароход " Буревестник", который и отбуксировал лайнер к берегу. Надо отдать должное и бортпроводнице Александре Михайловой, она была самой старшей в экипаже, ей уже исполнился 41 год. Пройдя Великую Отечественную войну она не растерялась в такой ситуации и сумела успокоить пассажиров самолета, благодаря чему паники на борту не было.
Все пассажиры были эвакуированы из самолета, который из-за пробоин в обшивке уже начинал наполняться водой. 22 августа 1963 года авиалайнер Ту-124 полностью затонул у Финляндского железнодорожного моста в Ленинграде. Позже его достали, но не стали восстанавливать, а передали в Кирсановское авиационное училище в Тамбовской области, где он служил тренажером.
Всех пассажиров обследовали медики и позже повезли в аэропорт, а вот экипажу самолета повезло меньше, за ними прибыли спецмашины КГБ СССР. Летчиков отстранили от полетов и предъявили обвинение в том, что они допустили оплошность, которая могла стать трагической, а именно не увидели вовремя, что топливо в самолете закончилось.
Экипаж оправдывался тем, что это была неисправность показаний датчиков горючего, но их даже не стали слушать. Есть информация, что сам Туполев обвинил экипаж в халатности и не поверил тому, что датчики на его самолете могли барахлить.
На защиту экипажа стали все спасенные пассажиры авиалайнера Ту-124, которые написали коллективное письмо с огромной благодарностью командиру самолета и его помощнику. Экипаж, после блестящей посадки на воду, хотели даже наградить, но передумали. Виктор Мостовой по распоряжению руководства " Аэрофлота" получил двухкомнатную квартиру, продолжал работать в аэропорту Внуково, откуда и ушел на пенсию. В 1989 году эмигрировал в Израиль, где в 1997 году умер в возрасте 64 лет.
Второй пилот самолета Василий Чеченев после аварийной посадки был повышен в должности до командира экипажа, а позже до командира воздушного судна и инструктора. Умер в 2002 году.
Существует и другое мнение, о чудесном спасении самолета. По неподтвержденным данным, на этом рейсе летел 34-летний будущий Патриарх Московский и всея Руси-Алексий. Именно благодаря его молитвам, и конечно же профессионализму экипажа, удалось избежать катастрофы. Кстати, данный факт, что именно на этом борту летел Алексий, им самим ни разу не упоминался.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ НА КАНАЛЕ ЧИТАЙТЕ, ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКАМ НИЖЕ.
Как и чем дышат пассажира воздушных судов на большой высоте. Раскрою все секреты.