Найти тему
Про Кино

Уникальный почерк Дени Вильнёва

Дени Вильнёв очень быстро продвинулся по голливудской пищевой цепочке, всего за восемь лет он выпустил семь фильмов, с каждым фильмом наращивая объемы производства и бюджеты картин, что привело его к статусу одного из главных режиссёров современного кинематографа.

Изображение взято с сайта ru.wikipedia.org
Изображение взято с сайта ru.wikipedia.org

Его прорывной фильм 'Политех', вышедший в 2008 году, и 'Бегущий по лезвию 2049', вышедший в 2017 году, могут показаться совершенно разными фильмами, но это только на первый взгляд. Один - реалистичный, с почти документальным изображением реального события, фильм про массовую стрельбу в политехе, второй - смело стилизованный научно-фантастический эпос про моральные переживания андроидов, но все картины этого периода как будто бы рождены одной и той же чувственностью режиссёра. Мы все уже знакомы с тем как работает Вильнёв: угрюмая атмосфера, работа со статичной камерой и напряженное введение в круговорот насилия.

Короче говоря, Дени Вильнёв - это режиссёр с осознанно аскетичным и довольно четким взглядом на кинематограф, но это только если вы не видели его дебютный фильм - '32-е августа на земле', который отчасти романтическая комедия. Для режиссёра, известного своими спокойным и затяжным стилем съемки, это довольно неожиданно, что самые очевидные отсылки в фильме - отсылки на случайный и хаотичный стиль новой французской волны, о чем свидетельствует этот постер с Джин Сиберг из фильма 'На последнем издыхании' Жан-Люка Годара.

Кадр из фильма '32-е августа на земле'
Кадр из фильма '32-е августа на земле'

Фильм наполнен приёмами новой волны, джамп-катами и длительными дублями. Вильнёв, как и Годар, пытается уравновесить светлое и темное, включая поп музыку во время серьезных драматических сцен, а также внезапно показывая на экране мрачные сцены. Последнее больше напоминает режиссёра, которого мы знаем сегодня. А такие снимки солёного озера напоминают тот же взгляд режиссёра, который будет метафорически использовать пейзажи в 'Убийце' и 'Бегущем по лезвию 2049'

Кадр из фильма '32-е августа на земле'
Кадр из фильма '32-е августа на земле'
Кадр из фильма 'Убийца'
Кадр из фильма 'Убийца'
Кадр из фильма 'Бегущий по лезвию 2049'
Кадр из фильма 'Бегущий по лезвию 2049'

'Водоворот' - его второй фильм, в котором он использует еще более мрачные приёмы, как например во время сцены с абортом играет весёлая поп музыка или тот факт, что весь фильм закадровый голос идёт из уст окровавленной рыбы на разделочной доске. Фильмы показывают режиссёра, который явно полон идей, но они все как будто ни к месту.

Кадр из фильма 'Водоворот', изображение взято с сайта Altereos.ru
Кадр из фильма 'Водоворот', изображение взято с сайта Altereos.ru

'32-е августа на земле' и 'Водоворот' - единственные фильмы, сюжет которых написан исключительно им самим, предполагаю, что как писателю, ему было не о чем рассказать или он просто не знал как в полной мере выразить свои идеи. Во время просмотра его картин, вам кажется, что он через чур сильно пытается компенсировать этот недостаток обилием стилей. В Голливуде полно режиссёров, которые сами пишут сценарий к своим фильмам, самым очевидным примером будет Квентин Тарантино. Но сам Вильнёв наверняка понимал, что это не его стезя. Прошло почти десять лет перед тем как он снял свой следующий фильм, в котором он наконец-то нашёл свой собственный подход. Вместо того чтобы снять скудную историю с огромным количеством стилей, режиссёр решил сделать абсолютно противоположное, он нашел историю, которая, как ему казалась, требовала некоторой сдержанности. Стрельба в Монреале, которая вдохновила 'Политех' предшествует массовому убийству в школе 'Колумбайн'. Стрелок в Монреале был антифеминистом, который стрелял только в женщин. Кажется, что Вильнёва сильно впечатлило реальное событие, которое поднимает темы к которым он мог бы возвращаться снова и снова, особенно социальные последствия мужского насилия с акцентом на то, как женщины найдут или не найдут надежду, столкнувшись с насилием лицом к лицу. Эта тема находит отражение в 'Пожарах', где Наваль застряла между двумя враждующими религиозными группировками.

Кадр из фильма 'Пожары'
Кадр из фильма 'Пожары'

В 'Убийце', где Кейт зажата между военными и наркокартелями.

Кадр из фильма 'Убийца'
Кадр из фильма 'Убийца'

Даже в 'Прибытии', где Луиза застряла между враждующими государствами.

Кадр из фильма 'Прибытие'
Кадр из фильма 'Прибытие'

Само событие было таким ужасным, что Вильнёв решил убрать из фильма всё, что могло бы преувеличить насилие потому что он не хотел делать из этого сенсацию. Поэтому фильм был снят в черно-белых тонах, для того чтобы уменьшить влияние кроваво-красных цветов на зрителей. Это не значит, что в 'Политехе' нет места стилю, в нём всё еще есть длительные дубли, которые вы не увидите в более новых работах режиссёра, так и необычная операторская работа, например сцена, где персонажа показывают в перевернутом изображении, чтобы отметить как жизнь персонажа неожиданно перевернулась.

Кадр из фильма 'Политех'
Кадр из фильма 'Политех'

Вильнёв продолжал искать интересные истории, которые он мог бы воплотить с присущим ему минималистичным подходом. Его последующие фильмы также будут содержать в себе выдержанный аскетизм и необычную цветовую палитру, как жёлтый туман во 'Враге'

Кадр из фильма 'Враг'
Кадр из фильма 'Враг'

Бежевые и янтарные тона в 'Убийце'

Кадр из фильма 'Убийца'
Кадр из фильма 'Убийца'

И дождливо голубые цвета 'Прибытия'.

Кадр из фильма 'Прибытие'
Кадр из фильма 'Прибытие'

И в его картинах нет резких тональных сдвигов, все цвета плавно перетекают из одного в другой.

Кадр из фильма 'Бегущий по лезвию 2049'
Кадр из фильма 'Бегущий по лезвию 2049'

Почти всегда весь экшен начинается издалека с минимумом звуковых эффектов. Это похоже на то как он часто снимает драматические столкновения с широкого угла обзора, что позволяет разыгрывать сцены в статичном кадре, где камере не нужно подчеркивать напряженность события. Комбинация почти документального реализма и более выразительной операторской съемки, которая представлена в 'Политехе', нашла продолжение в будущих работах режиссёра. 'Водоворот', 'Политех', 'Пожары' - всё это нелинейные фильмы, которые используют флешбэки, чтобы усилить драматический эффект. Тогда как в 'Прибытии' Вильнёв использует нелинейное повествование в гораздо менее конкретном виде, чтобы показать зрителю сложность работы со временем в фильме. В 'Бегущем по лезвию 2049' он использует флешбэки, чтобы показать привязанность Кея к ложным воспоминаниям.

Ещё один элемент уникального почерка Вильнёва это музыка. К сожалению в этой статье я не смогу показать вам примеры музыкального сопровождения из его фильмов. В своих более поздних фильмах он полагался исключительно на таких композиторов, как Йохан Йоханнссон и Ханс Циммер, для того чтобы наполнить свои фильмы постоянным звучанием. Тогда как в 'Водовороте' он использует сюрреалистичные песни Тома Уэйтса, которые не только обеспечивают звуковой ландшафт, но и как бы комментируют происходящее. Он повторяет этот приём в 'Пожарах' с песней 'Radiohead - You and Whose Army?' во время сцены где ребёнка готовят к армии. Также он использует ту же группу в 'Пленницах'. Это может натолкнуть вас на мысли, что режиссёру просто нравится музыка группы 'Radiohead', может так оно и есть. Ведь есть режиссёры вроде Мартина Скорсезе, которые наполняют свои фильмы любимыми песнями. Выходит так, что чем больше Вильнёв оттачивает свой уникальный почерк, тем меньше мы можем сказать о его музыкальных предпочтениях.

Я много говорил о минимализме в его фильмах, но назревает вопрос - как можно назвать 'Бегущего по лезвию 2049' минималистичным?

Кадр из фильма 'Бегущий по лезвию 2049'
Кадр из фильма 'Бегущий по лезвию 2049'

Такую сцену минималистичной не назовёшь. Вильнёв абсолютно точно проделал путь от более натуралистического стиля своих канадских работ, в которых преобладает почти экспрессионистское использование света и тени, где иногда он подходит слишком близко к краю, перейди он через который и это уже смотрелось бы не очень хорошо, но всё еще в соответствии с реалиями фильма. Но оригинальный 'Бегущий по лезвию' - возможно, самый визуально экстравагантный фильм всех времён.

Кадр из фильма 'Бегущий по лезвию', изображение взято с сайта film.ru
Кадр из фильма 'Бегущий по лезвию', изображение взято с сайта film.ru

Поэтому режиссёр смог пойти дальше, действуя таким образом, что это смотрелось бы естественно в реалиях этого мира. Но даже работая в таких условиях, он находит возможности привнести свой минимализм в картину. Операторская работа выдержанная, а темп повествования медленный и осознанный. Актёрская игра Райана Гослинга намеренно развёрнута и чрезмерно эмоциональна. И как режиссёр, на почерк которого сильно повлияла документалистика, он не стал сильно рассчитывать на компьютерную графику.

Кадр из фильма 'Дюна', изображение взято с сайта kinopoisk.ru
Кадр из фильма 'Дюна', изображение взято с сайта kinopoisk.ru

Совсем недавно вышел новый фильм Дени Вильнёва - 'Дюна', который я еще не смотрел, но который обязательно посмотрю в ближайшем будущем. Посмотрим, сильно ли изменился его стиль и каких успехов он добился как художник. Это точно необычно, для такого режиссёра как Вильнёв, достигать таких фантастических высот от фильма к фильму, но это потому что он способен придать свой уникальный стиль ко всему за что бы не брался.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Другие мои статьи: