Найти тему
Я рисую этот мир

Краткая история русской монументальной живописи IX - первой половины XIII века. Только факты

Оглавление

Древние славяне смотрели на жизнь более жизнерадостно, чем их византийские современники. Поэтому византийская живопись, ещё сохранившая традиции античности с её суровыми и торжественными изображениями святых, мрачными цветами и строгими лицами, не совпадала с более мягким и светлым взглядом на жизнь русских людей. Киевские мастера, постепенно перерабатывающие византийские традиции, перенесли техники живописи в Новгород.

Новгород

Роспись барабана центрального купола Софийского собора (1108), а так же фрагменты росписи Мартирьевской паперти (1144): эти фрески, исполненные русскими мастерами, лаконичны по форме и цвету , одежда святых изображена довольно плоско, складки - в виде темных линий.

Интереьер Софийского собора (Мартирьевская паперть). Новгород. 1144
Интереьер Софийского собора (Мартирьевская паперть). Новгород. 1144
Сцена моления - Деисус. Фреска. Мартирьевская паперть. XII век
Сцена моления - Деисус. Фреска. Мартирьевская паперть. XII век

В Софийском соборе Новгорода так же сохранился один живописный фрагмент с изображением Елены и Константина. Фреска выполнена в нежных полупрозрачных тонах, портреты наполнены лёгкостью и воздушностью. Роспись принадлежит руке новгородского мастера.

Елена. Фреска. Софийский собор. Новгород XI век
Елена. Фреска. Софийский собор. Новгород XI век

Фреска "Иов на гноище" в Николо - Дворищнском соборе Новгорода создана ещё под влиянием византийского искусства. Она является иллюстрацией к одному из библейских рассказов об Иове, чью веру испытывал Бог, который отнял у Иова всё. Лики, изображенные на фреске, очень похожи на византийские образцы.

Святитель. Фреска. Деталь композиции "Служба святых отцов". Церковь благовещения на Мячине (в Аркажах) под Новгородом. XII век
Святитель. Фреска. Деталь композиции "Служба святых отцов". Церковь благовещения на Мячине (в Аркажах) под Новгородом. XII век

Во второй половине XII века в Новгороде формируется своя школа мастеров фрески.

Происходит упрощение приёмов (как, например в росписи церкви спаса на Нередице (1199), церковей Георгия в Старой Ладоге (ок.1167) и Благовещения в Аркажах (1179)).

Святая Устиния. Фреска. церковь спаса на Нередице под Новогродом. XII век
Святая Устиния. Фреска. церковь спаса на Нередице под Новогродом. XII век

Псков

Живописи здесь присущи лаконизм и сухость, по сравнению с новгородской. Фрески Мирожского монастыря - работы местных мастеров, являются древнейшими псковскими росписями. Особенность этих фресок в том, что все оттенки нанесены в виде графических линий. Линии и штрихи порой даже заменяют мазки.

Во фресках Спасо-Преображенского монастыря мастера все ещё следуют византийским канонам, так как заказчик росписей был, вероятно, греком по происхождению.

Фрески Спасо-Преображенского собора. Общий вид алтаря. Псков. Середина XII века
Фрески Спасо-Преображенского собора. Общий вид алтаря. Псков. Середина XII века

Владимиро-Суздальская Русь

Сохранившиеся фрески в Переславле-Залесском, Суздале и Владимире перекликаются с работами киевских мастеров.

Неизвестный святой. Фреска. дмитриевский собор. Владимир. XII век
Неизвестный святой. Фреска. дмитриевский собор. Владимир. XII век

Фрески Дмитриевского собора во Владимире считаются лучшими фресками XII века по художественному совершенству. Сложный серебристый колорит и особенная живописная манера выделяют эти росписи на фоне других. В соборе уцелела лишь часть композиции "Страшный суд". Эту роспись совместно создавали русские и византийские художники.

Интерьер Дмитриевского собора. Владимир. 1197г.
Интерьер Дмитриевского собора. Владимир. 1197г.
Мария Египетская. Деталь фрески "Сташный суд", Владимир. Дмитриевский собор.  XII век
Мария Египетская. Деталь фрески "Сташный суд", Владимир. Дмитриевский собор. XII век

Хотя Дмитриевский собор и является исключением - в нём довольно просто разделить подчерки греческого и русского художников, но, как правило, греческий учитель доверял ученикам делать роспись фигур в композициях, которые были сделаны в большинстве своем им самим. Так происходило обучение и сближение манеры письма учеников и учителя.

Апостол Симон. Фреска западного свода центрального нефа. Серевный склон Дмитриевскго собора. Владимир. XII век
Апостол Симон. Фреска западного свода центрального нефа. Серевный склон Дмитриевскго собора. Владимир. XII век

Поэтому в наши дни довольно сложно распознать, кому именно принадлежала та или иная фреска.

О дальнейших этапах развития живописи я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

-11

#история искусства #искусство #культура #история #хобби #живопись #русь