Древние славяне смотрели на жизнь более жизнерадостно, чем их византийские современники. Поэтому византийская живопись, ещё сохранившая традиции античности с её суровыми и торжественными изображениями святых, мрачными цветами и строгими лицами, не совпадала с более мягким и светлым взглядом на жизнь русских людей. Киевские мастера, постепенно перерабатывающие византийские традиции, перенесли техники живописи в Новгород.
Новгород
Роспись барабана центрального купола Софийского собора (1108), а так же фрагменты росписи Мартирьевской паперти (1144): эти фрески, исполненные русскими мастерами, лаконичны по форме и цвету , одежда святых изображена довольно плоско, складки - в виде темных линий.
В Софийском соборе Новгорода так же сохранился один живописный фрагмент с изображением Елены и Константина. Фреска выполнена в нежных полупрозрачных тонах, портреты наполнены лёгкостью и воздушностью. Роспись принадлежит руке новгородского мастера.
Фреска "Иов на гноище" в Николо - Дворищнском соборе Новгорода создана ещё под влиянием византийского искусства. Она является иллюстрацией к одному из библейских рассказов об Иове, чью веру испытывал Бог, который отнял у Иова всё. Лики, изображенные на фреске, очень похожи на византийские образцы.
Во второй половине XII века в Новгороде формируется своя школа мастеров фрески.
Происходит упрощение приёмов (как, например в росписи церкви спаса на Нередице (1199), церковей Георгия в Старой Ладоге (ок.1167) и Благовещения в Аркажах (1179)).
Псков
Живописи здесь присущи лаконизм и сухость, по сравнению с новгородской. Фрески Мирожского монастыря - работы местных мастеров, являются древнейшими псковскими росписями. Особенность этих фресок в том, что все оттенки нанесены в виде графических линий. Линии и штрихи порой даже заменяют мазки.
Во фресках Спасо-Преображенского монастыря мастера все ещё следуют византийским канонам, так как заказчик росписей был, вероятно, греком по происхождению.
Владимиро-Суздальская Русь
Сохранившиеся фрески в Переславле-Залесском, Суздале и Владимире перекликаются с работами киевских мастеров.
Фрески Дмитриевского собора во Владимире считаются лучшими фресками XII века по художественному совершенству. Сложный серебристый колорит и особенная живописная манера выделяют эти росписи на фоне других. В соборе уцелела лишь часть композиции "Страшный суд". Эту роспись совместно создавали русские и византийские художники.
Хотя Дмитриевский собор и является исключением - в нём довольно просто разделить подчерки греческого и русского художников, но, как правило, греческий учитель доверял ученикам делать роспись фигур в композициях, которые были сделаны в большинстве своем им самим. Так происходило обучение и сближение манеры письма учеников и учителя.
Поэтому в наши дни довольно сложно распознать, кому именно принадлежала та или иная фреска.
О дальнейших этапах развития живописи я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!