Найти тему
Шакко: об искусстве

Выставка Венецианова открылась в Третьяковке

Русская красота, размноженная во прекрасных картинах.

Выставка «Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина» открылась в Инженерном корпусе Третьяковской галереи (до 6 февраля 2022 года).

В залы музея со всех краев России собрали около 80 произведений самого мастера, а также наиболее любопытные работы его учеников, включая Григория Сороку. В заголовок выставки кураторы выбрали слово "тишина" -- выбор этот удачен, действительно, прогуливаясь по выставке Венецианова, ты попадаешь в медленный, нежный и очень тихий иной мир, при этом такой родной нам.

Экспозиция разместилась на третьем этаже Инженерного корпуса (этажом ниже до 9 января идет выставка "Фотограф Николай Андреев. Мастер пикториализма" раннего русского фотографа, куда тоже очень рекомендую заглянуть).

Как извинялись кураторы на презентации, им хотелось собрать "всего" Венецианова, но из-за ковида даты открытия выставки пришлось переносить. Из-за этого сроки ее проведения совпали с проектом "Мечты о свободе" (в ГТГ уже закончилось, я рассказывала здесь), которая сейчас идет в Дрездене; на ней гостят несколько хрестоматийных полотен Венецианова, включая "Лето" и "Спящий пастушок".

-3

Конечно, жалко, что выставка из-за отсутствия пары "хитов" не полна, однако мы их отлично знаем, и потом можем посмотреть в постоянной экспозиции. А здесь теперь мы можем увидеть множество работ Венецианова, которые обычно таятся в фондах ГТГ и ГРМ, или находятся в еще более дальних городах.

Ранний период творчества Венецианова (зал сразу справа): из забавного тут две копии эрмитажных картин, выполненных Венециановым, одна -- с Мурильо, другая с Луки Джордано. Уровень весьма хорош (1811 год).

-5

Эта французская картина кисти Ф. Гране "Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме" (1818, ГЭ) весьма важна для истории русского искусства. Венецианов, увидя ее, был поражен тем, как здесь устроен рассеянный свет. И начал свои эксперименты над интерьерной живописью. Результатом их станет "Гумно", выставленное тут напротив.

-6

А вот продолжение темы гумна - одноименная картина кисти Григория Сороки (1843?, ГРМ).  То умение видеть свет, которому Венецианов учил своих учеников, необыкновенно (не побоюсь этого слова) прелестно и мило.

-7

Венециановских маленьких шедевров очень много, но мне бы хотелось показать вам и те работы его учеников, которые не на слуху. Жемчужный колорит оказался у этого "Крестьянского мальчика с лучиной" (начало 1830-х, ГТГ) кисти Лавра Кузьмича Плахова.

-8

Несколько произведений, как это, прибыло из Дворца Конгрессов в Стрельне (из дара Алишера Усманова, то есть это должна быть бывшая коллекция Ростроповича-Вишневской).

Из закромов достал своего Венецианова и ГМИИ им. А.С. Пушкина, что удивительно. Причем это вещи не из Отдела частных коллекций (как обычно это там бывает с "русскими" вещами), а сложнее. Например, этот "Васютка с Максихи" был подарен императором Николаем I своему тестю, Фридриху Вильгельму III Прусскому, который держал милую картину в своем рабочем кабинете в замке Бабельсберг в Потсдаме. В Пушкинском музее она, соответственно, с 1946 года.

-10

Целая стена отведена пейзажам Григория Сороки, одного из любимейших моих русских художников, хрустальной чистоты живописца.

Второй, крупный зал, наполнен более парадными произведениями. При входе нас встречает хрестоматийное, из учебников. В отличие от большинства других картин "из учебников", которые я, очень усталый от искусства человек, могу охарактеризовать только ёмким глаголом Владимира Алексеевича Гиляровского "обрыдло", эта все также продолжает наполнять душу теплом и спокойствием. Как он этот делает, Венецианов?!

"Крестьянская девушка с башмачками в руке" (1844, ГРМ) -- это же почти Мадонна. О! Вот, поняла, тишина и безмолвие Венецианова -- оно такое же, как у итальянцев Проторенессанса. И его девушки с серпами и молотилками -- это наши святые девы и богоматери, только вместо золота на фоне -- рожь или сенокос.

В этом зале работы Венецианова тоже перемешены с произведениями его школы. Известно, что часто на их работы продавцы ставили его фамилию, чтобы дороже продать. В советское время искусствовед Татьяна Алексеева провела большую работу по разделению "очень большого наследия Венецианова" на "просто большое наследие Венецианова" и много-много маленьких наследий других очень хороших художников, приобретших свою индивидуальность для нас, зрителей.

Отдельная группа -- маленькие и уютные картины, изображающие интерьеры. На этой картине Капитона Зеленцова человек гладит собаку. Вам тоже кажется, что на настоящую собаку у живописца не хватило навыка, и он написал увеличенную фарфоровую статуэтку?

К выставке издан каталог, в который, что очень хорошо, вошло еще больше работ, чем представлено на выставке. Например, там напечатано несколько известных картин Александры Венециановой, дочери художника, писавшей в манере отца. А вот ее портреты, один из них с сестрой.

-16

И хрестоматийные "головки" Венецианова оказывается рассматривать чрезвычайно интересно. Он обладал удивительным сочетанием гармоничного совершенства с какой-то "неловкостью", крайне обаятельной застылости, которая обычно у примитивистов и примитивов бросается в глаза из-за отсутствия поставленной руки. Венецианова причислить к их числу нельзя, он мастер высочайшего уровня. Но при этом, в отличие от многих художников начала 19 века, он не прошел выучки в Академии, его не ломали под "общий" холодный академический стандарт. Учеба у частных преподавателей, не на конвейере, пошла ему на пользу и сохранило это обаяние его кисти.

До 6 февраля 2022 года.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть про красивое искусство.