Когда войска Рейха заняли Рейнскую область, то было принято решение создать контрразведывательный центр Абвера (подразделение отдела IIIf) в Трире. Руководителем этого центра был назначен капитан О. Райле. Перед центром ставилась задача организовать противодействие работе спецслужб Франции в районе Трира, Саарбрюккена и Аахена.
Первым делом Райле наладил сотрудничество с начальниками отделений германской тайной государственной полиции в Трире, Саарбрюккене и Аахене. Они помогли Райле и его сотрудникам завязать контакты с местными германскими руководителями погранслужб, перед которыми была поставлена задача подыскать для сотрудничества с контрразведкой абвера надежных и проверенных людей. Вскоре Райле представили ряд опытных пограничников и таможенников, в основном унтер-офицеров 30-40 лет, не один год служивших на пограничных переходах и владевших информацией о людских перемещениях по обе стороны границы. Таким образом, все шесть местных пограничных пунктов оказались под контролем контрразведчиков. От пограничников шла информация обо всех иностранцах и немцах, которые совершали частые поездки через границу во Францию, Германию, Люксембург. Эти служащие не знали друг о друге. Им умышленно не сообщалось об их коллегах, которые также сотрудничали с контрразведкой. Это позволяло перепроверять поступающую информацию. Многие из них, люди опытные сразу же поняли, чего от них ждут.
Так таможенник по имени Клейнерт в первой же беседе рассказал о французском таможеннике, с которым ему частенько приходится сотрудничать. Этот таможенник лотарингец и у него большие финансовые трудности. Его невеста девушка с претензиями, а жалование у него низкое. Так что если ему предложить деньги…
Наиболее энергичными и полезными из сотрудников погранслужбы оказались шесть человек, среди них сотрудники пограничной охраны Глокке и Герман и таможенник Клейнерт. Они дали массу ориентировок на людей, которые по тем или иным критериям могли представлять интерес для контрразведки.
Как было известно Абверу отделения французской разведки, действовавшей в районе Трира, Саарбрюкена и Аахена, располагались в Меце, Лонгви и Диденгофе. Для того, чтобы за ними наблюдать или внедрять туда своих людей, Райле принял решение создать сеть германской контрразведки в соседнем Люксембурге.
Под видом туриста Райле посетил Люксембург. В ходе поездки он обнаружил, что на предприятиях Люксембурга работает немало французов, а во Франции немало люксембуржцев, ежедневно пересекающих границу Франции и Люксембурга, однако местное население, хотя и говорило, в основном, по-немецки, любви к немцам не испытывало. Часть люксембуржцев открыто выражали свою ненависть к немцам, которых они называли «пруссаками».
Райле был разочарован этой поездкой и начал подумывать о бесперспективности работы в Люксембурге, когда один из немецких пограничников порекомендовал ему жителя Люксембурга Петера Бреннера, 30 лет. Его родители имели хутор на территории Рейха, расположенный в 20 километрах от Люксембургской границы. Они характеризовались, как патриоты Германии.
Райле встретился с Бреннером и нашел с ним полное взаимопонимание. Бреннер утешил Райле, сказав, что знает в Люксембурге определенное число немцев, на которых можно положиться как на патриотов. Рассказал, что в Люксембурге весьма сильны также антифранцузские настроения и если грамотно это использовать…
У Петера Бреннера оказался широкий круг друзей и знакомых, которых можно было привлечь к работе. Многие из них часто ездили в Бельгию и во Францию. Однако было одно но… Бреннер являлся членом НСДАП, что естественно было известно люксембургским властям. И следовало ожидать, что за Бреннером наблюдали. Потому ему было строго-настрого запрещены две вещи: говорить кому-либо (даже родителям и братьям) о своих связях с абвером и вербовать в абвер кого бы то ни было без согласования с Райле. Подобная постановка вопроса дала хорошие результаты.
Бреннер никого не вербовал сам, но подсказывал с кем можно работать, и часто создавал ситуацию, которая помогала вербовать того или иного немца, люксембуржца, француза.
В результате за 1936-1939 годы была создана широкая агентурная сеть, которая позволила контролировать отделение французской разведки в Меце.
В первые же месяцы с помощью Бреннера удалось установить двух агентов французского Второго Бюро, которые жили в Люксембурге, маскировались под виноторговцев и работали против Германии.
Позднее с его помощью и людей введенных в сеть по его наводке удалось выяснить финансовое положение, семейное положение, привычки и слабости сотрудников Второго Бюро в Меце, что значительно облегчило работу контрразведки абвера в районе Трира, Саарбрюккена и Аахена.
Таким образом, деятельность Райле в Трире показала, что один грамотно подобранный человек, может принести пользы больше, чем десяток завербованных посредственностей.
(Источник: Райле О.)