Найти тему
Библио-лаборатория

Вождь графоманов или провидец. Феномен Юрия Петухова в отдельно взятой одной шестой части суши

Девяностые годы двадцатого века вполне справедливо считаются своего рода «смутным временем» постсоветского пространства. Странные и зачастую жутковатые персонажи, которых оно порождало, оставили свой след, такой же странный и характерный именно для этих бурных лет. В полной мере это относится и к фигуре, ставшей сейчас уже почти легендарной и в некотором смысле даже культовой — писателю и издателю Юрию Петухову.

Вообще-то я взял за правило не писать о книгах, которые мне по каким-то причинам не понравились, или которые лично я считаю, ну, скажем так, не очень удачными. Однако ради Петухова я решил поступиться принципами, поскольку он настолько уникален и одновременно логично-предсказуем, что обойти его вниманием было бы неправильно. Тем более, что, как это ни странно, на пике, так сказать, литературной карьеры он пользовался немалой популярностью.

-2

Конечно, такой феномен, как Юрий Петухов, мог появиться только в девяностые годы. Причины этого не так уж сложно понять. Была такая страна СССР, и жил-был в ней обыкновенный инженер (вот ведь ирония — совсем недавно я писал почти те же самые строки о прямой противоположности Петухову — Александре Житинском и его творчестве). А потом вдруг СССР буквально взорвался и разлетелся на кучу осколков, которые стали барахтаться каждый сам по себе. И этим же взрывом, похоже, снесло крышу и инженеру Петухову. И началась его яркая, как наезды «братков» на продуктовый рынок, литературно-издательская карьера.

-3

В 1991 году Петухов начинает издавать еженедельную газету «Голос Вселенной», которую в выходных данных сам именует не иначе как Печатный орган Высшего Разума Мироздания. Дикая смесь неистовой желтухи про бои летающих тарелок с ПВО Московского округа, величии гиперборейцев, интервью с ультраправыми политиками, и личных термоядерных соображений Петухова о том, как бы получше обустроить Россию на какой-то момент стала одним из самых многотиражных изданий страны, и позволила лихому литератору основать свое издательство «Метагалактика», из которого так и посыпалась разнообразная печатная продукция — журнальный вариант «Голоса Вселенной», журнал «Приключения, Фантастика» и прочее.

-4

Самое удивительное, что, напечатанные на почти туалетной бумаге, наполненные адской графоманью и дикой забубенной конспирологией, украшенные кичевыми корявыми иллюстрациями — эти издания были популярны! Это были времена царствования «Спид-инфо» и «Мегаполис-экспресс», к желтейшей бульварной галиматье которых Петухов добавил еще одну вырвиглазную специю — сумеречное воображение поистине космологических масштабов.

«Вершиной творчества» Юрия Петухова стала «Звездная месть» - пятитомная эпопея о приключениях бравого космодесантника двадцать-какого-то-там века Ивана, который лихо путешествует по галактикам, метагалактикам и даже параллельным вселенным, населенным исключительно омерзительными монстрами, единственной целью которых является — ни больше , ни меньше — уничтожение русского народа, на котором и держится все мироздание. Я должен честно признаться, что до конца сюжет этого великого труда я не постиг, ибо не смог дочитать хотя бы до половины ни один из томов этого «пятикнижия космического боевого маразма», хотя честно брался за все по очереди, плюс еще один «шыдевир» - роман «Бойня».

-5

Такого концентрированного графоманского трэша в сочетании с апокалиптическими претензиями мне не доводилось встречать ни до, ни после. По-человечески, конечно, совершенно понятно, что происходило в голове у инженера Петухова, когда он в творческом экстазе создавал свою «нетленку»: у человека в одночасье выдернули из-под ног абсолютно все, на чем стоял всю жизнь, после чего вылили сверху огромную цистерну известной субстанции и сказали: «а теперь живите, как хотите, рынок, понимаешь ли, свобода!». Такое далеко не каждый переживет без последствий. Петухов вот не пережил…

Очевидно, из той же почвы растет и удивительная популярность литературных галлюцинаций Петухова. Опору под ногами ведь потеряла целая огромная страна, да и сама потом потерялась. К примеру, мой бывший одноклассник, активно приобщавший меня к творчеству Петухова. Его (одноклассника, про Петухова не в курсе) семья развалилась одновременно с развалом СССР — родители в итоге оказались в разных, да еще и люто ненавидевших друг друга свеженезависимых государствах, а сам одноклассник, закончивший школу с золотой медалью, работал подсобником в шиномонтажке.

В наши дни бесконтрольного сетевого самиздата растиражированной графоманией мало кого удивишь, но она отличается от Петухова так же, как наши аутично-сытые времена отличаются от кипящего напалма девяностых. Рассуждать о литературных достоинствах творчества Юрия Петухова бессмысленно и даже абсурдно, это оксюморон (хотя у него есть довольно крепкий и сплоченный кружок — чтобы не сказать секта — фанатичных современных поклонников). Но он безусловно останется в истории, как ярчайшее и даже гротескное проявление своего времени.

Главное — следите, чтобы вас не похитили Хомозоиды.

#фантастика #боевая фантастика #лихие девяностые #литература #писатели #фэнтези #научная фантастика