Найти в Дзене
Серебряный экран

Немое кино для начинающих: что такое вирирование и тонирование?

Факт: немые фильмы не были по-настоящему беззвучными и черно-белыми! Кинопоказ в зале сопровождал музыкант или даже целый оркестр, а пленка окрашивалась в разные цвета. Разноцветные кадры создавали определенное настроение той или иной сцены. В одном из первых в истории фильмов ужасов, "Кабинете доктора Калигари" (1920) Роберта Вине, дневные сцены в помещениях окрашены желтым, а ночные сцены - в синий и зеленый цвета: Сцены в комнате Джейн, единственном не перекошенном помещении, лишенном острых углов, раскрашены в розовый цвет. На первый взгляд, весьма миленько для девичьей комнатки. Но когда спасенную из лап похитителя девушку без сознания приносят в ее комнату и она кричит, розовый цвет кадра становится цветом опасности: Но технологии обработки пленки были разные и могли не только красить кадр в один цвет. Тонирование помогало добавить изображению (позитиву) определенный тон. Например, сепию, черно-белый, оттенки красного, коричневого или синего. Первоначально тонирование появил

Факт: немые фильмы не были по-настоящему беззвучными и черно-белыми! Кинопоказ в зале сопровождал музыкант или даже целый оркестр, а пленка окрашивалась в разные цвета.

Разноцветные кадры создавали определенное настроение той или иной сцены.

В одном из первых в истории фильмов ужасов, "Кабинете доктора Калигари" (1920) Роберта Вине, дневные сцены в помещениях окрашены желтым, а ночные сцены - в синий и зеленый цвета:

В балагане на ярмарке доктор Калигари показывает сомнамбулу Чезаре, ясновидца и предсказателя будущего. Публика насторожена.
В балагане на ярмарке доктор Калигари показывает сомнамбулу Чезаре, ясновидца и предсказателя будущего. Публика насторожена.

Под покровом темноты главный герой прокрадывается к домику доктора Калигари, чтобы узнать, чем занимается зловещий подозрительный старикашка
Под покровом темноты главный герой прокрадывается к домику доктора Калигари, чтобы узнать, чем занимается зловещий подозрительный старикашка
Тем временем сомнамбула Чезаре похищает Джейн.
Тем временем сомнамбула Чезаре похищает Джейн.

Сцены в комнате Джейн, единственном не перекошенном помещении, лишенном острых углов, раскрашены в розовый цвет. На первый взгляд, весьма миленько для девичьей комнатки. Но когда спасенную из лап похитителя девушку без сознания приносят в ее комнату и она кричит, розовый цвет кадра становится цветом опасности:

"Кто это был, Джейн?" -- "Чезаре!"
"Кто это был, Джейн?" -- "Чезаре!"

Но технологии обработки пленки были разные и могли не только красить кадр в один цвет.

Тонирование помогало добавить изображению (позитиву) определенный тон. Например, сепию, черно-белый, оттенки красного, коричневого или синего. Первоначально тонирование появилось ещё в эпоху первых позитивных фотопроцессов как средство улучшения тона изображения, а также для повышения сохранности первых фотоотпечатков, которые были альбуминовыми. Тонирование применялось в фотографии, а не кино.

Фото актера Конрада Фейдта на пробы на роль Чезаре. Черно-белое фото.
Фото актера Конрада Фейдта на пробы на роль Чезаре. Черно-белое фото.
Фото актера Конрада Фейдта на пробы на роль Чезаре. Фото-сепия.
Фото актера Конрада Фейдта на пробы на роль Чезаре. Фото-сепия.

Если же нужно было сделать монохромный чёрно-белый снимок цветным, использовали другую технологию. Она называлась колоризация. Черно-белое изображение кропотливо раскрашивали вручную. Но после появления цветного кинематографа и фотографии колоризация никуда не исчезла. Она и сейчас применяется при реставрации кинофильмов и для улучшения качества старых пленок, однако ее технология совсем другая -- цифровая, а не аналоговая.

Впервые ручное раскрашивание в 1895 году использовал Томас Эдисон в фильме «Танец Лои Фуллер» (англ. оригинальн. название - Annabelle Serpentine Dance) для придуманного им же «Кинетоскопа», устройства для просмотра первых фильмов.

«Танец Лои Фуллер» (1895). Нераскрашенная пленка.
«Танец Лои Фуллер» (1895). Нераскрашенная пленка.

Жорж Мельес для раскраски фильма "Путешествие на луну" нанял бригаду художниц. И результат того стоил: публика была в восторге!

Раскрашенный вручную кадр фильма Мельеса "Путешествие на луну" (1902)
Раскрашенный вручную кадр фильма Мельеса "Путешествие на луну" (1902)

Выглядит колоризованный фильм весьма впечатляюще даже сегодня:

Французская кинокомпания Pathé в 1905 году даже разработала технику тиражной раскраски фильмов «Патеколор» (Pathécolor), для которой использовались трафареты. Сначала печатались дополнительные позитивы, на каждом кадре ножом вырезались места, которые надо было окрасить на фильмокопиях каким-то одним цветом. Потом на кинопленку поочередно накладывались трафареты (количество которых зависело от количества используемых цветов) и она окрашивалась разными красками.

В 1925 кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн применил цвет выборочно - он раскрасил вручную сцену подъема красного флага в своем знаменитом фильме «Броненосец Потёмкин». Чтобы окрашивание было выполнять проще, во время съёмок использовали белый флаг. На позитиве он давал белое пятно, которое было просто и удобно окрасить в красный цвет.

-9

Бонус: а теперь вспомним, в каких современных фильмах использовали черно-белую пленку и раскрашивали какие-то определенные предметы?

#немое кино

#немое кино для начинающих

#основные понятия кино

#старое кино

#кабинет доктора калигари

#роберт вине

#экспрессионизм

#1920-е

#мельес

#путешествие на луну